Приемная семья Рубан из Бобруйска основана на любви
Хрупкая девушка учила детей рисовать, и делала это с такой любовью, с таким терпением и нежностью к малышам, что не залюбоваться ей было нельзя. В перерыве она организовала для них подвижную игру, а после завершения занятий для каждого нашла теплое слово, а они, ее маленькие ученики, облепили ее со всех сторон и не хотели расходиться, а она, словно солнышко, пыталась всех обогреть.
—Откуда столько доброты и нежности? —спросила я у Екатерины Витковской, педагога дополнительного образования ГУО «Центр творчества детей и молодежи г. Бобруйска».
—От мамочки и папы, — лучезарно улыбнулась девушка. — Они у нас самые-самые лучшие!
— А сколько вас у них? — сам собой вырвался вопрос.
— Много. И всех они нас очень любят, а мы любим их…
Далее из разговора я выяснила, что Екатерина —приемная дочь Людмилы и Юрия Рубанов, которые создали детский дом семейного типа. Иными словами, они подарили социальным сиротам, которых предали самые дорогие люди, их биологические родители, полноценную семью, в которой царят любовь и взаимопонимание. В этом я убедилась, приехав в их гостеприимный дом в Бобруйске.
Пути-дорожки Рубанов
Пути-дорожки Людмилы и Юрия пересеклись в Запорожье. Он работал инженером-конструктором, дизайнером на Запорожском автомобилестроительном заводе, Людмила же просто решила мир посмотреть, и судьба привела ее в Запорожье. Их познакомили общие друзья. Женщина с улыбкой признается, что Юрий не сразу покорил ее сердце, а постепенно, пустил в ход свою главную артиллерию — ум и высокий уровень интеллекта:
— Я всегда считала, что мужчина обязательно должен быть умным, а Юра оказался с энциклопедическим складом ума, этим он меня и покорил. С ним всегда было интересно, и в конце -концов она поняла, что он—мужчина ее мечты. Сыграли свадьбу. Местом жительства выбрали Беларусь. Родили двоих сыновей. Жизнь текла размеренно. Все изменила трагическая смерть старшего сына. Людмила стала сама не своя: для нее солнышко затянулось черной пеленой горя и слез. И когда она осознала, что нужно жить дальше, у нее в голове уже созрел план принять в семью социальных сирот. Поделилась мыслями с Юрием, но он не сразу дал свое согласие на такой шаг, т.к. прежде, чем что-то сделать, он не раз взвесит. Так и в данной ситуации. Взять детей в семью —это не просто накормить и одеть их. Это, прежде всего, дать им ощущение душевной близости и родства, стать для них настоящим другом, родным человеком. Только через четыре года после первого разговора с Людой он дал согласие на создание приемной семьи, а так как все привык делать основательно, поступил в Международный гуманитарный университет на психолога, аргументируя этот свой шаг тем, что он должен знать детскую психологию, чтобы найти общий язык с детьми. Университет Юрий закончил с красным дипломом.
Взаимопонимание достигалось не сразу
Их первой приемной девочкой стала Марина Лиходиевская. Сегодня она уже сама двух замечательных деток, и она с гордостью констатирует, что она дочка самой лучшей на свете мамы. Этого же мнения придерживаются все без исключения дети. И это при том, что с детьми здесь не заигрывают, не пытаются им понравиться, как это было на первом этапе после создания приемной семьи.
—Мы еще были неопытными приемными родителями и хотелось, чтобы детки чувствовали себя максимально комфортно, делали для этого все. Мы боялись их обидеть, и в конечном итоге начались бытовые проблемы, —рассказывает Людмила. — Дети, которые не привыкли жить в семье, живут так, как считают нужным. И пока идет притирка, проблем хватает. Были случаи, когда кто-то мог уйти гулять , не спросив разрешения, вечером, а прийти только утром. Убрать за собой, соблюдать правила личной гигиены для отдельных детей было чем-то нереальным. В общем, вопросов хватало. Вот тогда- то мы и поняли, что нужно сократить рамки дозволенного по максимуму, а потом постепенно их ослаблять. И сейчас у нас жизнь протекает в нормальном во всех отношениях русле, т.к. с детками у нас полнейшее взаимопонимание.
И в этом я убедилась, когда мы зашли в комнату мальчиков. Паренек сидел за столом явно расстроенный.
— Компьютер для тебя на ближайшие дни под запретом, — строго сказала Людмила.
—Мама, я все понял, я исправлюсь, — покраснел ребенок.
—Когда мама с папой альянсом — они огонь, — улыбается Катюша. А альянс у них всегда. Они у нас самые лучшие, наши родители.—это будет врезка
—Первым приемным детям в нашей семье уже тридцать лет, мы постоянно созваниваемся, приезжаем друг к другу в гости. Их дети — это наши внуки, делится Людмила. —Все они ведут достойный образ жизни. Только один из приемных сыновей стал злоупотреблять спиртным: гены взяли верх. Наша первая приемная девочка Марина —художник, очень интересная и многогранная личность, сейчас живет в Мстиславле, замужем , воспитывает двоих детей. Она очень хорошая мама и жена, в то время, как ее родная сестра, которая осталась жить с пьющей мамой, полностью пошла по стопам матери. Она увлеклась спиртным, родила троих детей, которые оказались в ее жизни лишними, и в конечном итоге ее лишили родительских прав. Сейчас ее детей воспитываем мы. Мы когда приняли их в семью, были шокированы тем, что они кроме как матом, по другому разговаривать не умели. Были озлобленные, непослушные, как говорится, сами себе режиссеры. Пришлось немало с ними поработать, чтобы они изменились в лучшую сторону. Чуть ли не до мозоля на языке рассказывали, объясняли, как нужно поступать, показывали, что и как делать, ведь для них даже самое элементарное самообслуживание вызывало массу вопросов и проблем — они в этом плане не обладали даже самыми элементарными навыками. Порой и гайки до разумных пределов зажимали, когда видели, что простые слова до них не доходят. В конечном итоге мы достигли полнейшего взаимопонимания, и сейчас гордимся нашими мальчиками. Этот факт в очередной раз на практике подтверждает, что на формирование личности человека влияет окружение, в котором он растет и воспитывается.
Как-то моему мужу часто снился один и тот же сон: маленькая девочка тянет к нам руки и просит : «Возьмите меня в семью! Мне семь лет и мое имя из четырех букв». Мы с Юрой решили, что должны найти такую девочку. И когда мы ездили за приемными детками, все время искали семилетнюю девочку с именем из четырех букв. А тут приезжаем в детский дом, приводят четыре девочки. Первой из них семь лет и зовут ее Катя. Мы поняли — наша! А ночью мужу снится девочка и говорит с радостью: «Наконец-то еду в семью!» Нам без утайки рассказали о том, что девочка она проблемная, что от нее уже отказалось четыре семьи, и предложили выбрать другую девочку. Но мы-то уже точно знали, что это НАША Катя.
Катя, слушая наш разговор, добавила:
—Когда я была маленькой, я была настолько своенравной, что мои приемные родители, а их у меня было несколько, не выдерживали моего сложного характера и возвращали меня обратно. Даже родная тетка однажды взяла меня выходные на целых три дня, а вернула тем же вечером. А вот мама и папа не отказались от меня, нашли нужные ключики к моей душе, и всему, что есть во мне хорошего, я обязана только им. Они со мной куда толь ко не ездили, чтобы здоровье мое поправить, а чтобы я стала хорошо учиться им пришлось немало со мной индивидуально позаниматься, дополнительно педагогов приглашали. И как-то даже стыдно стало их подводить, наоборот, стала все делать как можно лучше, чтобы он и могли мной гордиться. Их слова похвалы были для меня дороже всех дипломов и побед в конкурсах, ни к своим приемным детям относятся, как к родным. Для нас, детей, и сегодня самая высокая награда —похвала наших родителей. Мы — все их дети, за нас они болеют и переживают, за нас готовы и в огонь , и в воду, но и мы для своих мамы и папы сделаем все, чтобы они были счастливы. Мы знаем, как они переживают за каждого из нас, и стараемся их не расстраивать.
Кстати, успехи в обучении показала не только «неуправляемая» Катя, которой родители помогли преодолеть проблемы в обучении, но и Ксюша Бочкова, которая в 9 лет училась только во втором классе. Учителя пророчили девочке обучение во вспомогательной школе, а приемные родители начали заниматься с дочкой, и уже в третьем классе Ксюша, успешно сдав экстерном двенадцать экзаменов по общеобразовательным предметам, в четвертый. Сейчас она в школе в числе «хорошистов», правда, как большинству гуманитариев ей не совсем хорошо дается математика, но это ведь такие мелочи! А фото Даши Курильчик висит на доске одаренных детей школы, а ведь, когда она пришла в семью, тоже не подавала особых надежд на хорошую успеваемость в школе. Плюс ко всему, девочка прекрасно рисует и занимает 1 и 2 места в конкурсах рисунков. Людмила и Юрий уверены в том и убедились в этом на личном примере, что если детям уделять должное внимание, помогать и поддерживать их, то проблемы нелегкого характера и плохой успеваемости сойдут на нет.
Каждый ребенок талантлив по-своему
Каждый ребенок талантлив, просто этот талант нужно рассмотреть и приложить максимум усилий к его раскрытию и развитию. Рубаны-старшие с этой задачей справляются максимально успешно. Людмила Анатольевна и Юрий Николаевич считают, что знания и умения за плечами не носить, дают детям возможность попробовать себя везде, где только можно. Ребятишки занимаются спортом, танцуют, поют, рисуют, занимаются рукоделием, пробуют себя на кухне в качестве поваров. И их большой уютный дом просто изобилует рукотворными шедеврами детей. Здесь и картины, написанные детьми, и поделки из бисера, и игрушки, а еще множество коробок с комплектующими для этих самых рукотворных шедевров.
—В Чернигове закупаем оптом, —уточнила Людмила Анатольевна, перехватив мой взгляд, направленный на горы пакетов разноцветного бисера, листочков, цветочков и еще всякой всячины. — С нашими детками на дому занимается очень талантливый педагог, безгранично творческая личность Наталья Ковалева, которая так увлекла их рукоделием, что их работы становятся призерами и дипломантами выставок различного уровня. (Кстати, Людмила Анатольевна и сама прекрасно шьет, вышивает, вяжет, работает с бисером. Это для нее не работа, а , как она сама признается, отдых, отвлечение от забот и хлопот домашних.)
К ним домой приходят педагоги самой различной специализации. И то, что даже мальчики в семье занимаются рукоделием, не удивляет. Дети здесь тянутся один за другим, стараясь не отстать от тех, кто уже преуспел в чем-либо. Когда дети «распелись» под руководством педагогов, создали вокальный коллектив, который выступал на подмостках различных сцен на всевозможных праздниках и мероприятиях. Выросли певцы, улетели из семейного гнезда, появились танцоры, гимнасты, которые также радовали своими успехами. Нынешнее поколение, уже третье по счету, акцент делает на рисование, кулинарии и рукоделии. Рисовать ребятишек в различной технике учит их старшая приемная сестра Катя, которая уже многого добилась на творческом олимпе. У нее прошла первая персональная выставка работ. Ее приемные братья и сестры также уже достигли того уровня, когда их работы занимают призовые места даже в международных конкурсах.
Наталья Ковалева, талантливый мастер по изготовлению кукол и игрушек, обучает детей этому весьма непростому искусству, и сегодня они настолько преуспели в этом творчестве, что стали дипломантами международных конкурсов и выставок. Так, в 2017 году Влад Лиходиевский стал дипломантом международной выставки авторских кукол.
А сколько у них дипломов второй и третьей степени — не перечесть. У каждого ребенка свое портфолио побед, в которых огромная заслуга направляющих их людей — папы и мамы.
Обреченность — не их удел
Я слушала Людмилу Анатольевну и Юрия Николаевича и думала о том, что кто-то, услышав неутешительный диагноз своего ребенка, смирился с обреченностью, а кто-то борется за него до последнего, и побеждает. Но это биологоческие родители, которым на роду написано нести сей крест до конца жизни. А стать приемными родителями детям с проблемами в здоровье и психике, это, пожалуй, с родни подвигу. Может, кто-то скажет, что уж слишком высокопарное сравнение, но я еще раз подчеркну, что сравнение — в самую точку. Рубаны, прекрасно понимали, какой груз взваливают на себя, принимая под крышу своего дома больных детей, не только даря им мечту о достойном будущем, но и целенаправленно ведя их тернистыми тропинками к этому будущему. Сколько больничных палат было в жизни у Людмилы Анатольевны, когда она вместе со своими приемными детьми боролась за их здоровье, сколько бессонных ночей, да и, чего уж там скрывать, и горьких слез безнадежности ночью в подушку, когда не складывалось! А утром — силу воли в кулак, и вперед, против течения. И ведь, судя по взрослым приемным детям, ее весла материнской любви оказались гораздо сильнее течения, против которого она плывет уже сколько лет при поддержке самого главного мужчины в ее жизни, единомышленника, соратника и самого надежного человека во всем, который, когда жена моталась по больницам с приемными детьми, остальным был и за папу, и за маму, и за домохозяина.
Житейские страсти большой семьи
—Наш папа знаете как готовит?—лукаво улыбаясь спросил у меня Влад. — Пальчики оближешь. Мы всегда добавки просим, когда папа борщ варит. Он у него такой вкуснющий, по всем правилам приготовленный, в нем есть все, что должно быть в настоящем украинском борще. Мы папе помогаем готовить, и тоже уже кое-что умеем.
—И сколько же литров борща варит для вас папа, если вы еще и на добавку рассчитываете? —полюбопытствовала я.
—Бо-ольшущую кастрюлю, наверное, она литров двадцать, — улыбнулся Влад. — В борщ только одной картошки уходит около восьми килограмм. А мамочка у нас блинчики очень вкусные готовит, которые даже итальянцам нравятся. Они у нее рецепт выпросили, когда к нам приезжали, а теперь угощают в Италии друзей блинчиками по маминому рецепту.
Кстати, на питание приемных детей установлены нормы питания, и я даже их подсмотрела в одной из приемных семей, где они были вывешены в кухне на видном месте. Тогда меня поразило, что все в граммах: котлеты, сосиски и т.д. А если ребенку этого мало, ведь аппетит-то у всех разный.
—У нас дети любят вкусно покушать, и мы их в еде не ограничиваем. Готовим всегда столько, чтобы еще и добавку дать. Дети на кухне всегда на подхвате, и не только девочки. Мальчишки иной раз накашеварят лучше девочек. Для них папа самый лучший пример. Он не только энциклопедично умный человек, но еще и умеет абсолютно все делать своими руками, и его умения ему в жизни ой как пригождаются. И мы считаем, что наши сыновья тоже должны уметь и готовить, и убирать. На День женщин наши мальчики под руководством папы нам такой стол накрывают, что еще не всякий ресторан может с ними потягаться по вкуснотище и изобилию красивых блюд, — с гордостью говорит Людмила Анатольевна.
В семье есть и коллективные дела, такие, например, как генеральная уборка по субботам. Уборкой занимаются все. В комнатах детей нет показушной, холодной чистоты, но в шкафах как девочек, так и мальчиков, идеальный порядок, у каждой вещи свое место, и много интересных, любимых детишками личных вещичек.
— Порядок в доме — это порядок в душах. Вырастают дети, разлетаются, семьи создают, мы приезжаем к ним в гости, и видим, что не зря вложили в них свои силы, не зря приучали к порядку. У каждого из них в домах все по толку, — говорит Людмила Владимировна.
Родители — самый главный авторитет и спасательный круг.
Счастливую женщину независимо от возраста выдают блеск в глазах и звонкий смех. Людмила Анатольевна и не скрывает, что она по-настоящему счастлива: она любима как мужем, так и детками, внуками. И дети в этой многодетной приемной семье считают себя родными и стараются собираться под крышей отчего дома при первой возможности.
—Мамочка наша научила нас быть один за одного, — делится Катюша. — Она нам всегда говорит о том, что мы должны держаться вместе, где бы мы ни были. Она чувствует нас сердцем. Мы стараемся не расстраивать родителей, если у нас что-то идет не так или что-то произошло, а тут телефонный звонок: «Доченька, как ты?» Не поверите, но сразу становится легче от того, что о тебе беспокоятся, что ты кому-то нужен. Мама с папой растят уже третье поколение детей. Мы все такие разные и по характеру, и по темпераменту, и по увлечениям, бывают между нами и ссоры, и конфликты, но если вдруг кого-то из детей обидели на стороне, то тут уж мы единое целое. Наши старшие приемные браться и сестры уже разлетелись кто куда, но мы общаемся регулярно, они стараются приезжать к маме и папе. Мы стараемся беречь наших родителей, делаем все, чтобы их не огорчать. И если у кото-то из нас какая проблема нарисовалась, родителям ее не озвучиваем, чтобы не расстраивать, созваниваемся между собой и находим совместное решение. А коль уж не нашли, тогда самым основным спасательным кругом для нас становятся мама и папа. Они для нас самые главные и любимые советчики и друзья, и все мы знаем, что они, для того, чтобы мы были счастливы, сделают все, — говорит Катюша. — Лично для меня ближе и дороже моих мамы и папы нет никого, не смотря на то, что у меня есть куча биологически родных дядь и теть.
—Скажите, а если бы вы могли что-либо изменить в своей жизни, стали ли бы вы приемной семьей или выбрали бы другую жизненную дорогу?—спросила я у Людмилы.
— Мы бы снова пошли той же дорогой. Мы живем не зря. Я могу это обосновать хотя бы тем, что все детей, которых мы воспитываем, мы воспринимаем, как родных и воспитываем, как родных. Они это чувствуют, и все выросли хорошими людьми, за которых нам не стыдно.
Я наблюдала за тем, как к родителям тянутся дети, не показушно, работая на чужих людей, а по-настоящему: «Папуль, что-то не получается, помоги…», «Мам, можно отвлеку на минуточку…», и искренне порадовалась тому, что живут среди нас вот такие замечательные люди широкой души и с горячими сердцами, которые не просто излучают счастье, а делают счастливыми тех, кто рядом, дарят будущее тем, кому его перечеркнул диагноз врачей. А это талант, которым наделен далеко не каждый…
Никита ЯКОВЕНКО Фото автора и из семейного архива