В частном пансионате на бобруйщине стариков согревают любовью
В декабре минувшего года я писала о том, что в Бобруйском районе в агрогородке Ленина на базе одной из самых роскошных агроусадеб Могилевской области откроется первый на могилевщине частный пансионат для престарелых. С написания статьи прошло более 8 месяцев. Журналистские пути-дорожки снова привели меня в агрогород Ленина. Созвонившись с Дианой Манукян, управляющей пансионата, напросилась в гости.
Очень теплый сентябрьский денек согревало по- летнему жаркое солнышко, и постояльцы пансионата находились на ухоженной, максимально уютной территории. Кто-то из них сидел в уютной беседке, кто-то — на качелях, а пожилой мужчина возился на по истине урожайных грядках.
—Синоптики предсказывают скорые дожди, поэтому хочется, чтобы наши бабушки и дедушки насладились последними жаркими денечками. Вот мы и вывели их принять солнечные ванны, — улыбаясь, прокомментировала Диана. — У нас проживают довольно сложные по состоянию здоровья люди: есть перенесшие инсульт, у остальных же, в меру возраста, целые букеты заболеваний, которые не дают им возможности самообслуживаться так, как это нужно. Вот мы и несем в полной мере ответственность за то, чтобы они в их возрасте и с их здоровьем имели достойный уровень жизни. Жизнь — это движение. И мы стараемся, чтобы наши дедушки и бабушки были чем-то заняты, двигались в меру своих сил.
—И все же как-то покалывает душу мысль, что дети определили своих родителей в пансионат. Ваши старики при живых детях стали одинокими. Как-то не вписывается в рамки морали, — высказала свое мнение Диане.
—Действительно, людям, не столкнувшимся с такой проблемой, это кажется дикостью. Я думаю, что это от непонимания. У людей, которые идут на этот шаг, просто нет времени, моральных сил для того, чтобы полноценно ухаживать за немощным родственником. Если же кто-то решает посвятить себя уходу за дорогим ему человеком и ради этого уйти с работы, ему будут платить лишь небольшие деньги. При этом годы ухода не войдут в трудовой стаж. Все это в конечном итоге даст свои минусы при начислении им пенсии. Поэтому самый оптимальный вариант — определить своего родного человека в пансионат, в котором ему будет комфортно, который будет находиться под постоянным присмотром специалистов, во время покушает, во время примет лекарства, сможет пообщаться с другими проживающими. В общем, все трудности мы берем на себя. Лично я не осуждаю тех людей, которые привозят в дома для престарелых своих родителей.
Дети наших бабушек и дедушек работают. Присматривать за родителями так, как того требует ситуация, у них нет возможности. Отдать родных людей в дом для престарелых не у каждого хватит сил. И самый лучший вариант, можно сказать, спасительный, для них оказался наш пансионат. Сейчас в пансионате проживает 8 человек. Самой старшей проживающей, Елене Александровне, 89 лет, самому младшему , Ивану Григорьевич — 66. Все они со своими характерами.
— Справится с болезнью в одиночку — это непосильная ноша, а в пансионате работают профессионалы в своей сфере. Мы оказываем нашим проживающим весьма широкий спектр услуг. Самое важное, пожалуй, это то, что за нашими бабушками и дедушками организовано круглосуточное наблюдение, чтобы в нужный момент в случае приступа болезни или ухудшения здоровья оказать им своевременную помощь, а при необходимости, вызвать скорую помощь или узкопрофильного специалиста. Сиделки, в зависимости от состояния здоровья пожилого человека, оказывают ему частичную либо полную помощь в осуществлении гигиенических процедур. Комнаты, в которых у нас проживает по два-три человека , обустроены так, чтобы люди чувствовали личное пространство и защищенность. Согласитесь — тишина, уют, спокойствие как нельзя лучше способствуют безмятежному отдыху пожилых людей.
Что касается питания, то оно в пансионате пятиразовое. Повара у нас , как и сиделки, работают вахтами. Они все профессионалы в своем деле. Еда у нас вкусная, домашняя, если кому-либо из наших проживающих захотелось вкусненького, то мы удовлетворяем его просьбы.
До ухудшения эпидемиологической обстановки , связанной с короновирусом, в пансионат приглашали баяниста, работников Ленинского сельского Дома культуры, которые проводили для проживающих различные мероприятия. Имеется у нас и своя небольшая библиотека. Сейчас же культработу организовываем сами.
У наших бабушек и дедушек есть возможность почитать любимые книги и журналы, газеты: они же поколение читающее. Наши мужчины Николай Григорьевич и Иван Григорьевич увлекаются огородничеством. Ратуют за то, чтобы нам отдали участок земли возле нашего коттеджа. Обосновывают это тем, что там столько много всего насадить можно…
А пока для души возятся на наших минисотках: Николай Григорьевич вскопал грядочки, Иван Григорьевич за ними ухаживает. Такой вот тандем получился. Так как они оба не могут похвалиться хорошим здоровьем, с ними рядом всегда наш работник. Вообще, мы стараемся поддерживать все увлечения наших жильцов.
В их прошлой жизни у многих были домашние животные. Видели бы вы, с какой радостью они занимались с домашней собачкой, которую привела для них наша работница! Сколько блеска в глазах было! Сколько радости!
Проживает у нас Васильевич (так по- семейному уважительно величают 88-летнего слепого мужчину). Как-то пригорюнился он, начал в своих мыслях копаться, улыбаться перестал. Из этого состояния его вывела…кошка Лиза, которую мы принесли в пансионат, как врача-реабилитолога, — улыбается Диана. — Они быстро поладили между собой: Васильевичу приятно заботиться о животном.
—Хорошо здесь, спокойно, — делится Николай Григорьевич. — Всегда вкусно кормят, таблетки дают во время, давление меряют. Если что-то просим, нам помогают, делают для нас . И всегда с улыбками, с интересом к нашей жизни. Так заботливые дети к батькам относятся.
—Как происходит адаптация стариков? — поинтересовалась я.
—Болезненно. Когда их привозят к нам, они долго не могут смириться с тем, что родные, по их мнению, предали их. Нужно время, чтобы они осознали, что никто их не предавал, их просто доверили в руки опытным и при этом добрым и сердечным людям, которые в нужную минуту будут рядом с ними и помогут решить нерешаемую ими самими проблему. А дети навещают их очень часто. Только вот короновирус немножко подкорректировал число визитов в сторону уменьшения. Мы всегда с нашими дедушками и бабушками ненавязчиво говорим о том, какие у них замечательные и заботливые дети, относимся к ним с максимальной заботой и вниманием, и они оттаивают, начинают понимать, что они попали в новую для себя семью. Наши старики очень хорошо общаются между собой. Мы, в свою очередь, как я уже говорила, организовываем для них не только полноценный уход, но и досуг. Вечера танцев — это нечто!
Все пожилые люди, а их 8 человек, выглядели ухоженными. Женщины, не побоюсь этого слова, стильными. Да-да, именно стильными.
— В любом возрасте женщина остается женщиной, и ей хочется выглядеть стильно. Мы
( работники пансионата. Прим. Автора), уже изучили наших женщин, знаем, кому-что к лицу, и когда выводим их на прогулки или просто вот так, как сегодня, подышать свежим воздухом и насладиться солнечным теплом, работаем над их образом.
Кстати, Диана сама не один год отработала в индустрии красоты, поэтому от ее профессионального глаза не укрывается ни одна мелочь. Вот она подошла к жизнерадостной старушке и незаметно поправила ей кокетливую шляпку, что-то шепнула на ушко, та, довольная, улыбнулась и кивнула в знак согласия. Взаимопонимание управляющей с членами ее «приемной семьи» — на душевном уровне.
—Наши работники немало времени тратят на то, чтобы навести красоту нашим бабушкам! Благодаря умелым рукам девочек старушки наши превращаются в настоящих стильных кокеток! (Кстати, Диана сама является для своих постояльцев самым лучшим стилистом, так подберет для них образ, что кутюрье отдыхает. ) А дедушки наши , увидев таких красавиц, стазу же осанку выправляют. Жизнь продолжается, что и не говори!И это все при том, что отдельные постояльцы пансионата вообще не могут обойтись без посторонней помощи.
Я незаметно понаблюдала за те, как работница приюта обращалась с бабушкой в инвалидном кресле. Она что-то тихонечко ей говорила, а та потом обняла ее за шею, приподнялась и на плохо слушающих ногах сделала несколько шагов.
—Умничка, молодчинка, видишь, все получилось! — похвалила старушку работница пансионата Ирина. Увидев меня, сказала:
—Нельзя постоянно сидеть и лежать, нужно хоть немножечко двигаться, ведь движение — это жизнь. Конечно, тяжело, особенно, если ноги не слушаются. Но нужно. Мы и зарядку делаем с нашими бабушками и дедушками, только бы они двигались побольше. Правда, они у нас капризные бывают, иногда у них нет настроения. Тогда мы для них что-нибудь другое придумываем, только бы они не грустили.
Работницы пансионата приезжают сюда на вахты по 15 дней и находятся рядом со стариками круглосуточно. Они кормят их, переодевают, выполняют своевременно с ними все необходимые гигиенические процедуры, просто разговаривают, если видят, что те нуждаются в «общении по душам», следят за режимом дня.
—Иногда ночи бывают тяжелыми, — делится Раиса. —Когда кому-то нездоровится, тут уж приходится быть всегда рядом. И лекарство дать своевременно, и температуру измерить, и водичку дать, если нужно, и просто поговорить, успокоить, поддержать, убедить, что все будет хорошо.
—На сегодняшний день неоспорим тот факт, что белорусская нация — стареющая, с высоким числом пенсионеров и низкой рождаемостью: с каждым годом стариков становится все больше и все чаще они оказываются один на один со своей старостью. Среди наших друзей и знакомых нередки ситуации, когда они в меру своей занятости не могут уделить достаточно времени своим престарелым родителям. Пока те на ногах, они выходят на улицу, общаются, но зачастую в меру возраста или болезни они не могут этого сделать , и сидят немощные старики дома в четырех стенах или, в худшем случае, прикованы к постели. Пока их дети на работе, они обречены на созерцание стены перед собой и на горькие мысли, что из-за своей недееспособности они стали обузой для своих родных. Дети, в свою очередь, изводятся мыслями о том, как там их родной человек дома один, не нужно ли ему чего. И после работы выкраивают время для того, чтобы навестить родителей. Понятное дело, времени этого, как правило, очень немного. А уж если старик одинокий — ситуация совсем страшная. Встреча с соцработником — единственное его спасение…
Елена Манукян, директор пансионата, а ранее хозяйка агроусадьбы «Изабелла», большая любительница чтения, как-то процитировала В. Сухомлинского: «Старость не может быть счастьем. Старость может быть лишь покоем или бедой. Покоем она становится тогда, когда ее уважают. Бедой ее делают забвение и одиночество», и высказала уверенность в том, что вкусная, как дома еда, уютная атмосфера, искренняя забота дают возможность престарелым постояльцам чувствовать себя в пансионате, как дома, а их родные и близкие —спокойны за дорогих им людей.
Пансионат рассчитан на 21 человека. Так-что свободные места еще есть. Желающие доверить жизни своих родных пансионату для пожилых людей, могут позвонить по телефону +375296042426 (Диана)