Сайт о Бобруйске и бобруйчанах

Новые модели, повышение качества продукции и снижение ее себестоимости: спрос на продукцию «Белшины» растет

На фоне остановки шинных заводов иностранных производителей в России возникает вопрос: стремится ли «Белшина» занять этот сегмент рынка? Спрос на продукцию завода уже увеличился. Сейчас он загружен практически на 90 процентов. Чтобы выигрывать конкурентную борьбу с иностранными компаниями, специалисты предприятия постоянно работают над обновлением ассортимента выпускаемой продукции, повышением ее качества и снижением себестоимости.  

Проектированием шин и дизайном рисунка протектора занимается инженерно-технический центр (ИТЦ). Плечом к плечу здесь работают опытные конструктора и химики. Первые разрабатывают конструкцию шины на бумаге, вторые — резиновые смеси и армирующий материал. Всех секретов нам, конечно, не раскрыли, но производственный процесс показали.

— Мозги шинной промышленности в советские времена были сосредоточены в двух научно-исследовательских институтах — в Москве и Днепропетровске. С распадом Союза пришло понимание, что Беларуси нужны свои технологии, — обращается к истории вопроса главный конструктор шин — начальник управления проектирования и конструирования шин ИТЦ Евгений Керножицкий. — Иностранные компании выставляли слишком высокие прайсы на разработку для нас новой продукции, поэтому было решено на базе «Белшины» создать собственный инженерно-технический центр. С тех пор прошло 25 лет. За это время мы разработали более 400 типоразмеров шин — от легковых до крупногабаритных!

По следу протектора

Производство шин — процесс непростой. Вывод новой шины на рынок занимает от 3 до 5 лет! Начинается все со смешивания резин разных составов. В основе — каучук. По запаху и цвету он похож на копченую рыбу. Помимо каучука, в составе полно всякой химии, часть из которой — ноу-хау предприятия. Смесь подается в экструдер. Там она нагревается, становится пластичной и приобретает нужную форму. Не менее важный элемент шины — металлокорд. Именно он придает покрышке жесткость, предотвращает деформации, если вы, например, наедете на гвоздь. Все детали будущей шины подаются на сборочный станок. Роботизированный комплекс меньше чем за минуту справляется со своей работой. Отсюда сырая покрышка передается в цех вулканизации. Из него шина выйдет сверхпрочной, ее будет сложно разорвать. Ее эксплуатационные характеристики улучшатся, а выносливость достигнет невероятных параметров.

— Мы постоянно совершенствуем существующие шины, появляются новые материалы, виды расчетов… Самая распространенная сельскохозяйственная модель для трактора BELARUS — шина 15,5R38,— приводит пример Евгений Керножицкий. — Мы постоянно ее улучшаем. Внедряем новые типы кордов, используем новые составы резиновых смесей… Наши специалисты работают над новыми рецептами резиновой смеси с заданными свойствами, повышением их качества.

Сборщик покрышек Владимир Романовский проводит докатку протектора.

Евгений Керножицкий — о важности правильного подбора рисунка протектора:

— Рисунок протектора влияет на шум, издаваемый при качении, на сцепление с дорогой, износ протектора. Он обеспечивает устойчивость при входе в поворот на больших скоростях и сокращает тормозной путь. Если вы смотрели Формулу-1, то могли обратить внимание, что гоночные болиды ездят на так называемых сликах — шинах вообще без рисунка протектора. Они обес­печивают большее сцепление с дорогой только на сухих покрытиях, но на мокрых дорогах вы на них не затормозите. Из-за этого слики не подходят для использования на дорогах общего пользования. Наша задача как конструкторов — найти золотую середину, чтобы рисунок протектора обеспечивал хорошее сцепление с дорогой и при этом не тормозил машину.

Ни одна шина не попадет на колесо автомобиля без предварительных испытаний на различных поверхностях. Причем если летние модели тестируют летом, а зимние — зимой, то всесезонные — на протяжении года и в разных погодных условиях.

Машины — в шины!

Одним из этапов реализации программы импортозамещения стало создание новой линейки индустриальных шин для самосвалов, бульдозеров и погрузчиков. Завод и раньше производил индустриальные шины, но диагональной конструкции на текстильном корде. Новая линейка — цельнометаллокордная. Что это значит? При тех же параметрах новые модели способны нести нагрузку гораздо выше, чем их диагональные предшественники, а срок службы увеличивается практически вдвое!

Особенно впечатляюще выглядят шины для БЕЛАЗов. Самая большая имеет диаметр более 4 метров и весит почти 6 тонн! Сверхкрупногабаритные шины на просторах СНГ делают только в Беларуси. Цех, в котором собирают гигантские покрышки, размером с футбольное поле, а пресс-форма для вулканизации весит около 110 тонн.

Сборщик автопокрышек Дмитрий Ширяев задает нужные параметры.

— Самое сложное для конструктора — придумать, как снизить теплообразование, которое неизбежно возникает между слоями шины из-за колоссальных нагрузок. Один из самых больших самосвалов весит 260 тонн, плюс груз 360 тонн… Пока мы полностью удовлетворяем запросы БЕЛАЗа, но в дальнейшем, думаю, освоим новые типоразмеры для редких моделей бульдозеров, — говорит о планах Евгений Керножицкий. — Есть также задумки создать белорусские шины для внедорожников, позволяющие проехать по любому бездорожью.

Сейчас «Белшина» совершенствует базу данных по сверхкрупногабаритным шинам. Это должно помочь при улучшении их характеристик. В конце прошлого года на заводе применили рецептурные изменения для данного класса шин. Задача — снизить температуру в шине при эксплуатации и, как следствие, избежать потери свойств материала. Рецептура разработана за счет подбора марки техуглерода и его количества, а стендовые испытания подтвердили стабильные результаты. Созданная база данных — это своего рода высокотехнологичная шпаргалка. Она значительно ускорит работу по совершенствованию рецептур для улучшения эксплуатационных характеристик шин.

Нерезиновый рынок

Основные направления реализации продукции «Белшины» на внутреннем рынке — машиностроительный кластер. Вся техника, которую производят МТЗ, МАЗ, БЕЛАЗ, «Гомсельмаш», «Амкодор», на 95 процентов комплектуется моделями «Белшины». Другой приоритет — вторичный рынок. Купить белорусские покрышки можно в сети фирменной торговли и на заправках «Белоруснефти». Около 40 таких центров откроется в этом году на АЗС по всей стране.

Крупнейший покупатель продукции завода — Россия. В белорусские шины свою технику обувает «Россельмаш», КАМАЗ, ГАЗ, «Урал», АО «Петербургский тракторный завод» и многие другие машиностроительные предприятия страны-соседки.

— Если говорить о структуре продаж, то 40 процентов нашей продукции идет на внутренний рынок, 60 — на экспорт. Помимо России, мы торгуем с нашими давними партнерами — Арменией, Азербайджаном, Кыргызстаном, Таджикистаном,— перечисляет начальник управления маркетинга Андрей Каноник. — В Украину шла небольшая часть нашей продукции — не более 70 тысяч покрышек в месяц. С ЕС торговля сократилась года два назад. Поэтому сейчас в плане товарных потоков для нас практически ничего не поменялось.

Емкость шинного рынка России — около 50 миллионов штук. Российские СМИ отмечают, что из магазинов пропадают автомобильные шины премиум-сегмента зарубежного производства. В марте деятельность в России приостановили сразу несколько таких компаний. Bridgestone, Continental и Michelin заявили, что временно прекращают работу заводов и поставки продукции. Бренд Pirelli 17 марта сообщил, что перестает инвестировать в российский рынок и ограничивает работу предприятий в стране.

На фоне приостановки отдельных заводов в России возникает вопрос: стремится ли «Белшина» занять эту нишу за рубежом? В месяц завод выпускает около 350 тысяч шин. За прошлый год предприятие произвело более 4 миллионов покрышек, из которых 2 миллиона моделей для легковушек ушло на российский рынок. Андрей Каноник говорит, что повышенный спрос сейчас действительно есть, но удовлетворить потребности российского рынка невозможно в принципе, там вероятен дефицит:

— Часть российского рынка закрывают местные производители — ПАО «Нижнекамскшина», Cordiant, ОАО «Волтайр-Пром». Активно подключатся китайские поставщики, есть еще турецкие шины Рetlas…. Но полностью заместить ушедшие иностранные шинные компании будет сложно. Мы сейчас загружены неплохо. По легковым шинам у нас загрузка 90 процентов. То есть нам нараститься до такого объема, чтобы закрыть спрос на российском рынке, технологически невозможно. Будем сейчас активно включаться в историю по сверхкрупным габаритным шинам, потому что у тех же Michelin и Bridgestone, которые приостановили свою работу, доля на российском рынке была около 80 процентов. И мы видим в этом возможность для нас.На предприятии отмечают, что в последнее время присутствие российских производителей шин на нашем рынке увеличилось, потому что все экспортные поставки у них схлопнулись в принципе. Дело в проблеме с расчетами.

— В свое время мы торговали и с Пакистаном, и с Египтом… Но в последние годы логистические цепочки порвались. Да и нецелесообразно сейчас отправлять шину куда-то далеко, когда она нужна тут. Премьер-министр поставил перед нами такие задачи: в первую очередь обеспечить свой рынок и до 2025 года нарастить свое присутствие на внутреннем рынке до 50 процентов, — продолжает Андрей Каноник. — Число заявок увеличивается, мы уже не успеваем исполнить все. Никаких сбоев в работе предприятия мы не прогнозируем. Натуральный каучук производится в Юго-Восточной Азии — Вьетнаме, Малайзии, Индонезии… Они никаких санкций против нас не вводили. Синтетический каучук, который преимущественно используется в легковых покрышках, производит Россия, а компоненты для повышения износостойкости шин — Китай. То есть сырье есть, люди работают.

На фоне ситуации на российском рынке и резко подорожавшего сырья, которое закупалось за валюту, в России цены на белорусские покрышки в марте выросли на 25—30 процентов. Чтобы компенсировать сырьевую и логистическую составляющие, предприятие было вынуждено увеличить цены и на внутреннем рынке. Хотя рост прайса значительно меньше, чем за рубежом, — около 10 процентов. На предприятии обещают, что резких скачков цен в ближайшей перспективе нашим водителям опасаться не стоит.

В будущее на «Белшине» смотрят с оптимизмом, а основное преимущество перед конкурентами видят в цене, ведь при одинаковом уровне качества белорусская покрышка дешевле импортной.

СБ

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Печать
Вам также могут понравиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Уведомлять меня о
guest

0 комментариев
старым
новым рейтингу
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: