Сайт о Бобруйске и бобруйчанах

Новые модели, повышение качества продукции и снижение ее себестоимости: спрос на продукцию «Белшины» растет

На фоне оста­нов­ки шин­ных заво­дов ино­стран­ных про­из­во­ди­те­лей в Рос­сии воз­ни­ка­ет вопрос: стре­мит­ся ли «Бел­ши­на» занять этот сег­мент рын­ка? Спрос на про­дук­цию заво­да уже уве­ли­чил­ся. Сей­час он загру­жен прак­ти­че­ски на 90 про­цен­тов. Что­бы выиг­ры­вать кон­ку­рент­ную борь­бу с ино­стран­ны­ми ком­па­ни­я­ми, спе­ци­а­ли­сты пред­при­я­тия посто­ян­но рабо­та­ют над обнов­ле­ни­ем ассор­ти­мен­та выпус­ка­е­мой про­дук­ции, повы­ше­ни­ем ее каче­ства и сни­же­ни­ем себестоимости. 

Про­ек­ти­ро­ва­ни­ем шин и дизай­ном рисун­ка про­тек­то­ра зани­ма­ет­ся инже­нер­но-тех­ни­че­ский центр (ИТЦ). Пле­чом к пле­чу здесь рабо­та­ют опыт­ные кон­струк­то­ра и хими­ки. Пер­вые раз­ра­ба­ты­ва­ют кон­струк­цию шины на бума­ге, вто­рые — рези­но­вые сме­си и арми­ру­ю­щий мате­ри­ал. Всех сек­ре­тов нам, конеч­но, не рас­кры­ли, но про­из­вод­ствен­ный про­цесс показали.

— Моз­ги шин­ной про­мыш­лен­но­сти в совет­ские вре­ме­на были сосре­до­то­че­ны в двух науч­но-иссле­до­ва­тель­ских инсти­ту­тах — в Москве и Дне­про­пет­ров­ске. С рас­па­дом Сою­за при­шло пони­ма­ние, что Бела­ру­си нуж­ны свои тех­но­ло­гии, — обра­ща­ет­ся к исто­рии вопро­са глав­ный кон­струк­тор шин — началь­ник управ­ле­ния про­ек­ти­ро­ва­ния и кон­стру­и­ро­ва­ния шин ИТЦ Евге­ний Кер­но­жиц­кий. — Ино­стран­ные ком­па­нии выстав­ля­ли слиш­ком высо­кие прай­сы на раз­ра­бот­ку для нас новой про­дук­ции, поэто­му было реше­но на базе «Бел­ши­ны» создать соб­ствен­ный инже­нер­но-тех­ни­че­ский центр. С тех пор про­шло 25 лет. За это вре­мя мы раз­ра­бо­та­ли более 400 типо­раз­ме­ров шин — от лег­ко­вых до крупногабаритных!

По следу протектора

Про­из­вод­ство шин — про­цесс непро­стой. Вывод новой шины на рынок зани­ма­ет от 3 до 5 лет! Начи­на­ет­ся все со сме­ши­ва­ния резин раз­ных соста­вов. В осно­ве — кау­чук. По запа­ху и цве­ту он похож на коп­че­ную рыбу. Поми­мо кау­чу­ка, в соста­ве пол­но вся­кой химии, часть из кото­рой — ноу-хау пред­при­я­тия. Смесь пода­ет­ся в экс­тру­дер. Там она нагре­ва­ет­ся, ста­но­вит­ся пла­стич­ной и при­об­ре­та­ет нуж­ную фор­му. Не менее важ­ный эле­мент шины — метал­ло­корд. Имен­но он при­да­ет покрыш­ке жест­кость, предот­вра­ща­ет дефор­ма­ции, если вы, напри­мер, нае­де­те на гвоздь. Все дета­ли буду­щей шины пода­ют­ся на сбо­роч­ный ста­нок. Робо­ти­зи­ро­ван­ный ком­плекс мень­ше чем за мину­ту справ­ля­ет­ся со сво­ей рабо­той. Отсю­да сырая покрыш­ка пере­да­ет­ся в цех вул­ка­ни­за­ции. Из него шина вый­дет сверх­проч­ной, ее будет слож­но разо­рвать. Ее экс­плу­а­та­ци­он­ные харак­те­ри­сти­ки улуч­шат­ся, а вынос­ли­вость достиг­нет неве­ро­ят­ных параметров.

— Мы посто­ян­но совер­шен­ству­ем суще­ству­ю­щие шины, появ­ля­ют­ся новые мате­ри­а­лы, виды рас­че­тов… Самая рас­про­стра­нен­ная сель­ско­хо­зяй­ствен­ная модель для трак­то­ра BELARUS — шина 15,5R38,— при­во­дит при­мер Евге­ний Кер­но­жиц­кий. — Мы посто­ян­но ее улуч­ша­ем. Внед­ря­ем новые типы кор­дов, исполь­зу­ем новые соста­вы рези­но­вых сме­сей… Наши спе­ци­а­ли­сты рабо­та­ют над новы­ми рецеп­та­ми рези­но­вой сме­си с задан­ны­ми свой­ства­ми, повы­ше­ни­ем их качества.

Сбор­щик покры­шек Вла­ди­мир Рома­нов­ский про­во­дит докат­ку протектора.

Евге­ний Кер­но­жиц­кий — о важ­но­сти пра­виль­но­го под­бо­ра рисун­ка протектора:

— Рису­нок про­тек­то­ра вли­я­ет на шум, изда­ва­е­мый при каче­нии, на сцеп­ле­ние с доро­гой, износ про­тек­то­ра. Он обес­пе­чи­ва­ет устой­чи­вость при вхо­де в пово­рот на боль­ших ско­ро­стях и сокра­ща­ет тор­моз­ной путь. Если вы смот­ре­ли Формулу‑1, то мог­ли обра­тить вни­ма­ние, что гоноч­ные боли­ды ездят на так назы­ва­е­мых сли­ках — шинах вооб­ще без рисун­ка про­тек­то­ра. Они обес­печивают боль­шее сцеп­ле­ние с доро­гой толь­ко на сухих покры­ти­ях, но на мок­рых доро­гах вы на них не затор­мо­зи­те. Из-за это­го сли­ки не под­хо­дят для исполь­зо­ва­ния на доро­гах обще­го поль­зо­ва­ния. Наша зада­ча как кон­струк­то­ров — най­ти золо­тую сере­ди­ну, что­бы рису­нок про­тек­то­ра обес­пе­чи­вал хоро­шее сцеп­ле­ние с доро­гой и при этом не тор­мо­зил машину.

Ни одна шина не попа­дет на коле­со авто­мо­би­ля без пред­ва­ри­тель­ных испы­та­ний на раз­лич­ных поверх­но­стях. При­чем если лет­ние моде­ли тести­ру­ют летом, а зим­ние — зимой, то все­се­зон­ные — на про­тя­же­нии года и в раз­ных погод­ных условиях.

Машины — в шины!

Одним из эта­пов реа­ли­за­ции про­грам­мы импор­то­за­ме­ще­ния ста­ло созда­ние новой линей­ки инду­стри­аль­ных шин для само­сва­лов, буль­до­зе­ров и погруз­чи­ков. Завод и рань­ше про­из­во­дил инду­стри­аль­ные шины, но диа­го­наль­ной кон­струк­ции на тек­стиль­ном кор­де. Новая линей­ка — цель­но­ме­тал­ло­корд­ная. Что это зна­чит? При тех же пара­мет­рах новые моде­ли спо­соб­ны нести нагруз­ку гораз­до выше, чем их диа­го­наль­ные пред­ше­ствен­ни­ки, а срок служ­бы уве­ли­чи­ва­ет­ся прак­ти­че­ски вдвое!

Осо­бен­но впе­чат­ля­ю­ще выгля­дят шины для БЕЛА­Зов. Самая боль­шая име­ет диа­метр более 4 мет­ров и весит почти 6 тонн! Сверх­круп­но­га­ба­рит­ные шины на про­сто­рах СНГ дела­ют толь­ко в Бела­ру­си. Цех, в кото­ром соби­ра­ют гигант­ские покрыш­ки, раз­ме­ром с фут­боль­ное поле, а пресс-фор­ма для вул­ка­ни­за­ции весит око­ло 110 тонн.

Сбор­щик авто­по­кры­шек Дмит­рий Ширя­ев зада­ет нуж­ные параметры.

— Самое слож­ное для кон­струк­то­ра — при­ду­мать, как сни­зить теп­ло­об­ра­зо­ва­ние, кото­рое неиз­беж­но воз­ни­ка­ет меж­ду сло­я­ми шины из-за колос­саль­ных нагру­зок. Один из самых боль­ших само­сва­лов весит 260 тонн, плюс груз 360 тонн… Пока мы пол­но­стью удо­вле­тво­ря­ем запро­сы БЕЛА­За, но в даль­ней­шем, думаю, осво­им новые типо­раз­ме­ры для ред­ких моде­лей буль­до­зе­ров, — гово­рит о пла­нах Евге­ний Кер­но­жиц­кий. — Есть так­же задум­ки создать бело­рус­ские шины для вне­до­рож­ни­ков, поз­во­ля­ю­щие про­ехать по любо­му бездорожью.

Сей­час «Бел­ши­на» совер­шен­ству­ет базу дан­ных по сверх­круп­но­га­ба­рит­ным шинам. Это долж­но помочь при улуч­ше­нии их харак­те­ри­стик. В кон­це про­шло­го года на заво­де при­ме­ни­ли рецеп­тур­ные изме­не­ния для дан­но­го клас­са шин. Зада­ча — сни­зить тем­пе­ра­ту­ру в шине при экс­плу­а­та­ции и, как след­ствие, избе­жать поте­ри свойств мате­ри­а­ла. Рецеп­ту­ра раз­ра­бо­та­на за счет под­бо­ра мар­ки тех­уг­ле­ро­да и его коли­че­ства, а стен­до­вые испы­та­ния под­твер­ди­ли ста­биль­ные резуль­та­ты. Создан­ная база дан­ных — это сво­е­го рода высо­ко­тех­но­ло­гич­ная шпар­гал­ка. Она зна­чи­тель­но уско­рит рабо­ту по совер­шен­ство­ва­нию рецеп­тур для улуч­ше­ния экс­плу­а­та­ци­он­ных харак­те­ри­стик шин.

Нерезиновый рынок

Основ­ные направ­ле­ния реа­ли­за­ции про­дук­ции «Бел­ши­ны» на внут­рен­нем рын­ке — маши­но­стро­и­тель­ный кла­стер. Вся тех­ни­ка, кото­рую про­из­во­дят МТЗ, МАЗ, БЕЛАЗ, «Гом­сель­маш», «Амко­дор», на 95 про­цен­тов ком­плек­ту­ет­ся моде­ля­ми «Бел­ши­ны». Дру­гой при­о­ри­тет — вто­рич­ный рынок. Купить бело­рус­ские покрыш­ки мож­но в сети фир­мен­ной тор­гов­ли и на заправ­ках «Бело­рус­неф­ти». Око­ло 40 таких цен­тров откро­ет­ся в этом году на АЗС по всей стране.

Круп­ней­ший поку­па­тель про­дук­ции заво­да — Рос­сия. В бело­рус­ские шины свою тех­ни­ку обу­ва­ет «Рос­сель­маш», КАМАЗ, ГАЗ, «Урал», АО «Петер­бург­ский трак­тор­ный завод» и мно­гие дру­гие маши­но­стро­и­тель­ные пред­при­я­тия страны-соседки.

— Если гово­рить о струк­ту­ре про­даж, то 40 про­цен­тов нашей про­дук­ции идет на внут­рен­ний рынок, 60 — на экс­порт. Поми­мо Рос­сии, мы тор­гу­ем с наши­ми дав­ни­ми парт­не­ра­ми — Арме­ни­ей, Азер­бай­джа­ном, Кыр­гыз­ста­ном, Таджи­ки­ста­ном,— пере­чис­ля­ет началь­ник управ­ле­ния мар­ке­тин­га Андрей Кано­ник. — В Укра­и­ну шла неболь­шая часть нашей про­дук­ции — не более 70 тысяч покры­шек в месяц. С ЕС тор­гов­ля сокра­ти­лась года два назад. Поэто­му сей­час в плане товар­ных пото­ков для нас прак­ти­че­ски ниче­го не поменялось.

Емкость шин­но­го рын­ка Рос­сии — око­ло 50 мил­ли­о­нов штук. Рос­сий­ские СМИ отме­ча­ют, что из мага­зи­нов про­па­да­ют авто­мо­биль­ные шины пре­ми­ум-сег­мен­та зару­беж­но­го про­из­вод­ства. В мар­те дея­тель­ность в Рос­сии при­оста­но­ви­ли сра­зу несколь­ко таких ком­па­ний. Bridgestone, Continental и Michelin заяви­ли, что вре­мен­но пре­кра­ща­ют рабо­ту заво­дов и постав­ки про­дук­ции. Бренд Pirelli 17 мар­та сооб­щил, что пере­ста­ет инве­сти­ро­вать в рос­сий­ский рынок и огра­ни­чи­ва­ет рабо­ту пред­при­я­тий в стране.

На фоне при­оста­нов­ки отдель­ных заво­дов в Рос­сии воз­ни­ка­ет вопрос: стре­мит­ся ли «Бел­ши­на» занять эту нишу за рубе­жом? В месяц завод выпус­ка­ет око­ло 350 тысяч шин. За про­шлый год пред­при­я­тие про­из­ве­ло более 4 мил­ли­о­нов покры­шек, из кото­рых 2 мил­ли­о­на моде­лей для лег­ко­ву­шек ушло на рос­сий­ский рынок. Андрей Кано­ник гово­рит, что повы­шен­ный спрос сей­час дей­стви­тель­но есть, но удо­вле­тво­рить потреб­но­сти рос­сий­ско­го рын­ка невоз­мож­но в прин­ци­пе, там веро­я­тен дефицит:

— Часть рос­сий­ско­го рын­ка закры­ва­ют мест­ные про­из­во­ди­те­ли — ПАО «Ниж­не­кам­ск­ши­на», Cordiant, ОАО «Вол­тайр-Пром». Актив­но под­клю­чат­ся китай­ские постав­щи­ки, есть еще турец­кие шины Рetlas…. Но пол­но­стью заме­стить ушед­шие ино­стран­ные шин­ные ком­па­нии будет слож­но. Мы сей­час загру­же­ны непло­хо. По лег­ко­вым шинам у нас загруз­ка 90 про­цен­тов. То есть нам нарас­тить­ся до тако­го объ­е­ма, что­бы закрыть спрос на рос­сий­ском рын­ке, тех­но­ло­ги­че­ски невоз­мож­но. Будем сей­час актив­но вклю­чать­ся в исто­рию по сверх­круп­ным габа­рит­ным шинам, пото­му что у тех же Michelin и Bridgestone, кото­рые при­оста­но­ви­ли свою рабо­ту, доля на рос­сий­ском рын­ке была око­ло 80 про­цен­тов. И мы видим в этом воз­мож­ность для нас.На пред­при­я­тии отме­ча­ют, что в послед­нее вре­мя при­сут­ствие рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей шин на нашем рын­ке уве­ли­чи­лось, пото­му что все экс­порт­ные постав­ки у них схлоп­ну­лись в прин­ци­пе. Дело в про­бле­ме с расчетами.

— В свое вре­мя мы тор­го­ва­ли и с Паки­ста­ном, и с Егип­том… Но в послед­ние годы логи­сти­че­ские цепоч­ки порва­лись. Да и неце­ле­со­об­раз­но сей­час отправ­лять шину куда-то дале­ко, когда она нуж­на тут. Пре­мьер-министр поста­вил перед нами такие зада­чи: в первую оче­редь обес­пе­чить свой рынок и до 2025 года нарас­тить свое при­сут­ствие на внут­рен­нем рын­ке до 50 про­цен­тов, — про­дол­жа­ет Андрей Кано­ник. — Чис­ло заявок уве­ли­чи­ва­ет­ся, мы уже не успе­ва­ем испол­нить все. Ника­ких сбо­ев в рабо­те пред­при­я­тия мы не про­гно­зи­ру­ем. Нату­раль­ный кау­чук про­из­во­дит­ся в Юго-Восточ­ной Азии — Вьет­на­ме, Малай­зии, Индо­не­зии… Они ника­ких санк­ций про­тив нас не вво­ди­ли. Син­те­ти­че­ский кау­чук, кото­рый пре­иму­ще­ствен­но исполь­зу­ет­ся в лег­ко­вых покрыш­ках, про­из­во­дит Рос­сия, а ком­по­нен­ты для повы­ше­ния изно­со­стой­ко­сти шин — Китай. То есть сырье есть, люди работают.

На фоне ситу­а­ции на рос­сий­ском рын­ке и рез­ко подо­ро­жав­ше­го сырья, кото­рое заку­па­лось за валю­ту, в Рос­сии цены на бело­рус­ские покрыш­ки в мар­те вырос­ли на 25 — 30 про­цен­тов. Что­бы ком­пен­си­ро­вать сырье­вую и логи­сти­че­скую состав­ля­ю­щие, пред­при­я­тие было вынуж­де­но уве­ли­чить цены и на внут­рен­нем рын­ке. Хотя рост прай­са зна­чи­тель­но мень­ше, чем за рубе­жом, — око­ло 10 про­цен­тов. На пред­при­я­тии обе­ща­ют, что рез­ких скач­ков цен в бли­жай­шей пер­спек­ти­ве нашим води­те­лям опа­сать­ся не стоит.

В буду­щее на «Бел­шине» смот­рят с опти­миз­мом, а основ­ное пре­иму­ще­ство перед кон­ку­рен­та­ми видят в цене, ведь при оди­на­ко­вом уровне каче­ства бело­рус­ская покрыш­ка дешев­ле импортной.

СБ

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Печать
Вам также могут понравиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Уведомлять меня о
guest

0 комментариев
старым
новым рейтингу
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: