Сайт о Бобруйске и бобруйчанах

Подарила детям семью

Все начи­на­ет­ся с семьи. Эта фра­за уже дав­но ста­ла цита­той, кото­рую мож­но услы­шать на раз­лич­ных уров­нях, если раз­го­вор захо­дит о соци­аль­ном сирот­стве. Это нега­тив­ное явле­ние сего­дняш­не­го дня наби­ра­ет обо­ро­ты на пост­со­вет­ском про­стран­стве, и Рес­пуб­ли­ка Бела­русь не явля­ет­ся исклю­че­ни­ем. Все боль­ше детей попа­да­ют в раз­ряд соци­аль­ных сирот по при­чине того, что их роди­те­ли при­о­ри­те­том сво­ей жиз­ни сде­ла­ли спирт­ное. А дети…Дети посте­пен­но отхо­дят в их жиз­ни сна­ча­ла на вто­рой план, затем все даль­ше и даль­ше. И, как финал, их изы­ма­ют у горе-роди­те­лей. И, если те не оду­мы­ва­ют­ся, не пере­смат­ри­ва­ют свой образ жиз­ни, детям при­сва­и­ва­ет­ся ста­тус соци­аль­ных сирот. Впе­ре­ди их зача­стую ждут соци­аль­ные при­юты и дет­ские дома. Госу­дар­ство дела­ет все от него зави­ся­щее, что­бы они были обес­пе­че­ны всем необ­хо­ди­мым, толь­ко вот оно не в состо­я­нии пода­рить им теп­ло роди­тель­ской люб­ви и сча­стье жить в семье.

Но есть ребя­тиш­ки, кото­рым повез­ло : для них нахо­дят­ся при­ем­ные роди­те­ли, кото­рые, при­няв их в свою семью, ста­ра­ют­ся сде­лать все, что­бы дети не толь­ко не чув­ство­ва­ли себя обде­лен­ны­ми, но уве­рен­но шли по жиз­ни в свою взрос­лую жизнь. Мне повез­ло позна­ко­мить­ся с уди­ви­тель­ной семьей: Лари­сой Ген­на­дьев­ной Хох­ло­вой и ее сыном Дмит­ри­ем Хох­ло­вым, титу­ло­ван­ным спортс­ме­ном, кото­рый достой­но пред­став­ля­ет Рес­пуб­ли­ку Бела­русь на сорев­но­ва­ни­ях само­го раз­лич­но­го уров­ня. Они не про­сто мать и сын, они — близ­кие дру­зья-еди­но­мыш­лен­ни­ки, кото­рые помо­га­ют детям, ока­зав­шим­ся ненуж­ны­ми сво­им роди­те­лям. Мама и сын пода­ри­ли семью соци­аль­ным сиро­там, мно­гих из кото­рых они уже вырас­ти­ли достой­но отпра­ви­ли в боль­шую жизнь.

Все начи­на­лось в дале­ком 1995 году.

—Еще в про­шлом веке,— улы­ба­ет­ся Лари­са Ген­на­дьев­на —У меня было три доче­ри — четыр­на­дца­ти­лет­няя Юля, девя­ти­лет­няя Оль­га и семи­лет­няя Лидоч­ка. Мы все меч­та­ли о том, что­бы в нашем жен­ском цар­стве появил­ся мальчик…

И это при том, что Лари­са Ген­на­дьев­на рас­ти­ла сво­их дево­чек без мужа: ее муж, с кото­рым они созда­ли семью по боль­шой люб­ви, умер, когда моло­дой маме было 27 лет, а млад­шей доче­ри все­го лишь 3,5 года.

—Мой Нико­лай был очень хоро­ший, доб­рый, искрен­ний чело­век. Мы жили в Оси­по­ви­чах, все у нас было хоро­шо, все про­бле­мы реша­ли сооб­ща. Толь­ко вот слиш­ком мало лет отме­ря­ла жизнь мое­му мужу. Когда оста­лась я с девоч­ка­ми одна, мне на помощь при­е­ха­ла моя мама, кото­рая не толь­ко под­дер­жа­ла меня, помог­ла пере­жить это неподъ­ем­ное горе, но и взва­ли­ла на себя мно­гие хло­по­ты по дому, по детям, на себя. Дев­чон­ки боле­ли часто, не раз при­хо­ди­лось лежать с ними в боль­ни­це, — вспо­ми­на­ет Лари­са Геннадьевна.

Одна­жды в боль­ни­цу попа­ла Лидоч­ка. Лари­са Ген­на­дьев­на и ее мама по оче­ре­ди нахо­ди­лись рядом с малыш­кой, что­бы ей не было оди­но­ко. И они обе обра­ти­ли вни­ма­ние на маль­чон­ку, кото­ро­го никто не наве­щал. Маль­чик был доволь­но общи­тель­ным, быст­ро подру­жил­ся с Лидой. Когда он одна­жды ска­зал Лари­се Ген­на­дьевне, что он «ничей­ный», серд­це ее дрог­ну­ло, на гла­за навер­ну­лись непро­ше­ные сле­зы. И она ста­ла под­карм­ли­вать малы­ша, игруш­ки ему при­нес­ла. Ее мама как-то с гру­стью про­из­нес­ла, что Саша очень похож на ее сыноч­ка (брат Лари­сы тра­ги­че­ски погиб. Прим. авто­ра). Как-то неза­мет­но для себя они обе при­вя­за­лись к малы­шу. Саша тоже все­гда ждал их с боль­шим нетер­пе­ни­ем. И когда Лиду выпи­сы­ва­ли из боль­ни­цы, Саша рас­пла­кал­ся: «Тетень­ка! Бабуш­ка! Забе­ри­те меня с собой! Я вам обувь буду чистить !…».

У Лари­сы Ген­на­дьев­ны серд­це сжа­лось. Гля­нул на маму, та даже не пря­та­ла сле­зы: «Тебе решать. Но он так похож на наше­го Сашу. Я буду помогать…»

Лари­са Ген­на­дьев­на и сама уже не раз поду­мы­ва­ла забрать Сашу к себе. Сло­ва мамы под­толк­ну­ли ее к пра­виль­но­му, как она счи­та­ет, реше­нию. Вра­чи не ста­ли скры­вать , что у маль­чи­ка рахит вто­рой сте­пе­ни, что ему необ­хо­ди­мо дли­тель­ное лече­ние. Но эта инфор­ма­ция не ста­ла пре­по­ном для Лари­сы: она нико­гда не отка­зы­ва­лась от сво­их реше­ний, а труд­но­сти ее не пуга­ли. Так в их семье появил­ся Саша. Дев­чон­ки при­ня­ли его, как род­но­го. Пока он адап­ти­ро­вал­ся, защи­ща­ли его от дру­гих, что­бы помочь ему побыст­рее побо­роть болезнь ста­ли вме­сте с ним зани­мать­ся спортом.

—У меня доче­ри очень доб­рые и ком­па­ней­ские. Все­гда ста­ра­лись всем помочь, и Сашу при­ня­ли, как род­но­го. Нача­ли о нем забо­тить­ся, помо­га­ли ему во всем. И за два года мы его выле­чи­ли, —вспо­ми­на­ет жен­щи­на. — Я нико­гда не выде­ля­ла его сре­ди детей, он был нашим, род­ным, мы его люби­ли, как сво­е­го. И меня раду­ет, что он вырос хоро­шим чело­ве­ком, создал хоро­шую семью, живет в Оси­по­ви­чах, и по сей день мы ему род­ные, мы —его семья, — не без гор­до­сти гово­рит Лари­са Геннадьевна.

Чет­ве­ро детей — это мак­си­мум обя­зан­но­стей, хло­пот и забот. Но мно­го­дет­ная мама нико­гда не боя­лась труд­но­стей. Это­му ее научи­ли роди­те­ли. А доб­ро­та и жела­ние помо­гать тем, кому нуж­на ее помощь — это тоже из дет­ства. Бла­го­да­ря ей в деревне Осо­во Боб­руй­ско­го рай­о­на, где она учи­лась и вырос­ла, было раз­ви­то тиму­ров­ское дви­же­ние. Лари­са помо­га­ла всем, кому была нуж­на ее помощь, и при­влек­ла к это­му всю сель­скую детво­ру. Став взрос­лой, она не изме­ни­ла сво­е­му дет­ско­му стрем­ле­нию помо­гать нуж­да­ю­щим­ся. А обез­до­лен­ные дети ста­ли осо­бой зоной ее внимания.

Лари­са, не смот­ря на то, что живет ради детей, в них не рас­тво­ри­лась. Все­гда отлич­но выгля­де­ла и выгля­дит, да еще и обще­ствен­ной рабо­той зани­ма­ет­ся. И не уди­ви­тель­но, что на нее загля­ды­ва­лись муж­чи­ны. Один из них при­гля­нул­ся и ей: он хоро­шо пола­дил с детьми, стал для них дру­гом. Лари­са вновь пове­ри­ла в свое жен­ское сча­стье. Обра­до­ва­лась, когда узна­ла, что у них будет ребе­нок. Муж пря­мо рас­цвел от этой ново­сти, стал еще боль­ше помо­гать Лари­се. И родил­ся Дима, дол­го­ждан­ный сыно­чек, кре­пыш и кра­са­вец. Дев­чон­ки и Саша тоже были рады попол­не­нию в семье, недо­стат­ка в нянь­ках не было. А тут Лари­се Ген­на­дьевне пред­ло­жи­ли создать при­ем­ную семью. Муж под­дер­жал. Дети мами­ну новую рабо­ту тоже одоб­ри­ли, ска­за­ли, что будут помо­гать ей во всем.

Лари­са успеш­но закон­чи­ла англий­ские кур­сы фостор­ных вос­пи­та­те­лей, полу­чи­ла диплом, и в Оси­по­ви­чах появи­лась при­ем­ная семья Хох­ло­вых. В семью вли­лись четы­ре маль­чи­ка — вось­ми­лет­ние Миша и Вова, четы­рех­лет­ний Саша и его бра­тик Дима, кото­ро­му было 2.5 годи­ка, и девоч­ка, один­на­дца­ти­лет­няя Ироч­ка. Хло­пот и забот ста­ло, как гово­рит­ся, нев­про­во­рот. Но Лари­са — тру­до­го­лик по жиз­ни, поэто­му ей было не при­вы­кать пре­одо­ле­вать труд­но­сти, да и муж, стар­шие дети помо­га­ли во всем. Лари­са все­гда выде­ля­лась сре­ди надеж­но­стью и неуме­ни­ем пре­да­вать и пас­со­вать перед труд­но­стя­ми. Когда у одно­го из при­ем­ных детей в три­на­дца­ти­лет­нем воз­расте про­яви­лась ярко выра­жен­ная шизо­фре­ния, Лари­са не отка­за­лась от него, не сда­ла в спе­ц­учре­жде­ние, а два­жды в год вози­ла вози­ла его в Моги­лев на лече­ние, и вери­ла в то, что пере­рас­тет ее при­ем­ный сын эту напасть, тем более, что и врач ее в этом плане обна­де­жил. И ведь пере­рос! Обостре­ния пре­кра­ти­лись. Это была насто­я­щая побе­да… Кста­ти, были про­бле­мы со здо­ро­вьем и у дру­гих ребят. Услы­шав диа­гно­зы, Лари­са ни на мину­ту не засо­мне­ва­лась в пра­виль­но­сти сво­е­го реше­ния при­нять их в семью, уве­рен­ная в том, что вме­сте они спра­вят­ся, и дети смо­гут во взрос­лую жизнь пой­ти здо­ро­вы­ми и быть счаст­ли­вы­ми. И ведь спра­ви­лись с боляч­ка­ми! Дети ста­ли спо­кой­ны­ми, урав­но­ве­шен­ны­ми, уве­рен­ны­ми в себе. У них были и свои обя­зан­но­сти. Мало того, Лари­са всех научи­ла гото­вить, и даже маль­чи­ки дела­ли это с боль­шим удовольствием.

—Зато с голо­ду не умрут, — улы­ба­ет­ся Лари­са, кото­рая счи­та­ет, что дети долж­ны уметь себя обслу­жи­вать от а до я.

Вре­мя лете­ло очень быст­ро. Род­ные доче­ри вышли замуж, женил­ся Саша. Млад­ших двух маль­чи­ков усы­но­ви­ли , девоч­ку удо­че­ри­ла семья из Ита­лии. И вот тогда семья при­ня­ла реше­ние пере­ехать в Боб­руйск. Дима ока­зы­вал хоро­шие резуль­та­ты в спор­те. Хоте­лось, что­бы он и даль­ше раз­ви­вал­ся в дан­ном направ­ле­нии. Да и при­ем­ным сыно­вьям вско­ре нуж­но было посту­пать в кол­ле­джи. В 2009 году Миша и Вова посту­пи­ли в кол­ледж, и Лари­се Ген­на­дьевне пред­ло­жи­ли при­нять в семью еще пять маль­чи­ков. Посо­ве­то­ва­лись с мужем и реши­ли, что опыт есть, спра­вят­ся. И в семью при­шли Дани­ил, Ники­та, Гер­ман и бра­тья Дима и Юра. Чет­ве­ро из них пошли в пер­вый класс, Юра — в тре­тий класс вспо­мо­га­тель­ной шко­лы. Гер­ман и Ники­та как-то очень быст­ро адап­ти­ро­ва­лись в сво­ей новой семье, где к ним отнес­лись с любо­вью, а вот с шести­лет­ним Дани­ком про­блем хва­ти­ло. Он ломал игруш­ки, рвал постель­ное белье, пор­тил сте­ны. Ника­кие убеж­де­ния и уве­ще­ва­ния на него не дей­ство­ва­ли. И когда в оче­ред­ной раз он рас­ко­вы­рял сте­ну за сво­ей кро­ва­тью, муж взял ведер­ко, набрал в него цемен­та с водой, и заста­вил Дани­ка заде­лать дыру. При этом он не навяз­чи­во объ­яс­нил маль­чи­ку, что отныне это его род­ной дом, что он дол­жен быть помощ­ни­ком в семье и …назна­чил его стар­шим над все­ми ребя­та­ми. Дани­ка слов­но под­ме­ни­ли, он дей­стви­тель­но стал помощ­ни­ком и до сих пор не зна­ет, что когда его не было дома, папа акку­рат­но пере­де­лал его работу…Хватило про­блем у при­ем­ных роди­те­лей Хох­ло­вых и с бра­тья­ми Димой и Юрой. Они без про­блем вли­лись в семью, а потом на гори­зон­те появи­лась их горе-мама, кото­рая в конеч­ном ито­ге дове­ла ребя­ти­шек до пси­хи­ат­ри­че­ской больницы.

—Жаль было маль­чи­ков, но мы уже ниче­го не мог­ли сде­лать, —вспо­ми­на­ет Лари­са.— Их пере­да­ли в дру­гую при­ем­ную семью. И здесь сра­бо­тал прин­цип, что все позна­ет­ся в срав­не­нии: бра­тья , пожив без нас, нача­ли про­сить, что­бы мы их забра­ли. Мы дали им вто­рой шанс. Вер­нув­шись, они нача­ли зани­мать­ся спор­том, а мой род­ной сын Дима, кото­рый уже достиг нема­ло­го в спор­те, стал для них и дру­гом, и настав­ни­ком, и помощ­ни­ком. Пер­вые побе­ды в спор­те окры­ли­ли ребят, и вско­ре о них, как о пода­ю­щих надеж­ды юных спортс­ме­нах, ста­ли писать газе­ты. Один из бра­тьев, Дима, после 7 клас­сов посту­пил в учи­ли­ще олим­пий­ско­го резер­ва, Гер­ман пошел по его стопам…

Дети под­рас­та­ли, вско­ре долж­ны были пой­ти в само­сто­я­тель­ное жиз­нен­ное пла­ва­ние. Лари­са мак­си­маль­но отда­ва­ла себя детям. Муж, кото­рый все­гда ее под­дер­жи­вал, не выдер­жал это­го, собрал вещи, уехал в Рос­сию. Лари­се было очень тяже­ло мораль­но, но уже под­рос Дима, ее род­ной сын, кото­рый убе­дил маму в том, что она может пол­но­стью на него рас­счи­ты­вать. И ведь ни разу не под­вел маму, все­гда под­став­ля­ет ей свое надеж­ное пле­чо. Не уме­ют Хох­ло­вы предавать!

После ухо­да отца Дмит­рий стал пра­вой рукой для Лари­сы. Он вырос силь­ным и достой­ным чело­ве­ком, чело­ве­ком сло­ва и дела. Нико­гда нико­го не под­вел в сво­ей жиз­ни. Пару лет назад Лари­са при встре­че с болью в голо­се и в тоже вре­мя с гор­до­стью за сына рас­ска­за­ла мне о том, что на Меж­ду­на­род­ный юно­ше­ский фести­валь «На при­зы ОДКБ», кото­рый про­хо­дил в Москве сын уехал с серьез­ной трав­мой пле­ча. Лари­са, про­во­жая его, уго­ва­ри­ва­ла не ехать, дескать, его еще ждет нема­ло сорев­но­ва­ний, на что он толь­ко улыб­нул­ся, и при­жав маму к себе, отве­тил, что он ина­че не может. И, пре­воз­мо­гая боль, выиг­рал, став сереб­ря­ным при­зе­ром чем­пи­о­на­та. Сле­ду­ю­щим был Чем­пи­о­нат Мира в Сер­бии, отку­да он при­вез для сво­ей стра­ны сереб­ро. При­е­хав домой после чем­пи­о­на­та все­го лишь на два дня отдох­нуть и ото­спать­ся, он , после встре­чи с жур­на­ли­ста­ми, начал помо­гать маме в осно­ван­ном ею БОО «Пла­не­та дет­ства». (Кста­ти, БОО «Пла­не­та дет­ства» хоро­шо извест­ная бла­го­тво­ри­тель­ная орга­ни­за­ция, объ­еди­нив­шая при­ём­ные, мно­го­дет­ные, опе­кун­ские семьи, семьи усы­но­ви­те­лей из Боб­руй­ска, Боб­руй­ско­го, Киров­ско­го, Кли­чев­ско­го рай­о­нов. Прим. авто­ра). Еже­ме­сяч­но Дмит­рий отда­ет маме часть зара­бо­тан­ных денег и пре­мий для того, что­бы она мог­ла поку­пать при­ем­ным детям все необ­хо­ди­мое, при этом и дру­гим помо­га­ла. Маль­чи­ки, кото­рые сего­дня живут в при­ем­ной семье Лари­сы Ген­на­дьев­ны Хох­ло­вой, все­гда с нетер­пе­ние ждут сво­е­го бра­та Диму, кото­рый для них непре­взой­дён­ный авторитет.

Два­дцать четы­ре года Лари­са Ген­на­дьев­на согре­ва­ет сво­ей любо­вью и забо­той детей, от кото­рых отка­за­лись био­ло­ги­че­ские роди­те­ли, име­ет ста­тус при­ем­ной мате­ри. За эти годы 18 при­ем­ных дети­шек согре­ла она сво­ей забо­той, пода­ри­ла им свою любовь. Боль­шин­ство из них креп­ко сто­ят на ногах, созда­ли свои семьи, непло­хо устро­и­лись во взрос­лой жиз­ни и не забы­ва­ют поде­лить­ся со сво­ей при­ем­ной мамой сво­и­ми успе­ха­ми, успе­ха­ми сво­их детей. И в этом — заслу­га про­стой жен­щи­ны с боль­шим серд­цем, Лари­сы Ген­на­дьев­ны Хох­ло­вой. Может, уже и мож­но было бы взять тайм-аут, пожить для себя, но не тот чело­век Лари­са Хох­ло­ва, что­бы жить для себя.

В 2018 году она при­ня­ла в семью близ­не­цов Сере­жу и Диму, в кон­це года — Яро­сла­ва, в 2019 году еще одно­го Диму. И сего­дня в ее семье на вос­пи­та­нии шесть маль­чи­ков. Они уже зна­ют, что в жиз­ни есть празд­ни­ки, что ко Дню рож­де­ния мож­но полу­чить подар­ки и мак­си­мум вни­ма­ния от мамы, зна­ме­ни­то­го при­ем­но­го бра­та Димы, кото­рый нико­гда не при­ез­жа­ет с пусты­ми рука­ми и мно­го чему может научить и при­ем­ных бра­ти­ков. А еще они очень счаст­ли­вы от того, что мож­но про­сто подой­ти к маме, кото­рая обя­за­тель­но обни­мет и при­жмет к себе…

На мой вопрос, «если бы была воз­мож­ность начать жизнь с чисто­го листа, ста­ла бы при­ем­ной мамой?»— Лари­са отве­ти­ла утвердительно.

— Да, ста­ла бы при­ем­ной мамой, хотя нелег­ко. Но резуль­та­ты моей рабо­ты — это сло­жив­ши­е­ся судь­бы моих при­ем­ных детей. Это ни с чем не срав­нить, ни с каки­ми мораль­ны­ми и мате­ри­аль­ны­ми затра­та­ми. И в том, что мои род­ные дети вырос­ли доб­ры­ми и отзыв­чи­вы­ми, нема­ло­важ­ную роль сыг­ра­ли при­ем­ные дети, кото­рым они помо­га­ли, кото­рых под­дер­жи­ва­ли. И я могу ска­зать, что про­фес­сия при­ем­но­го роди­те­ля — одна из самых бла­го­род­ных, ведь они дают теп­ло семей­но­го оча­га обез­до­лен­ным дет­кам , дарят им сча­стье быть нужными.

Как здо­ро­во, что сре­ди нас живут такие заме­ча­тель­ные люди, как Лари­са. И хочет­ся поже­лать ей креп­ко­го здо­ро­вья и сто­про­цент­ной мораль­ной отда­чи от того бла­го­род­но­го дела, кото­ро­му она посвя­ти­ла свою жизнь. С Днем семьи!

Мария ШУМИЛОВА

фото из семей­но­го архива 

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Печать
Вам также могут понравиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Уведомлять меня о
guest

0 комментариев
старым
новым рейтингу
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: