Сайт о Бобруйске и бобруйчанах

Не любит останаваливаться на достигнутом

Глав­ная кри­те­рия оцен­ки лич­но­сти в искус­стве, без­услов­но, явля­ет­ся мера талан­та. И, как дока­за­ла жизнь, талант­ли­вый чело­век талант­лив во всем. К кате­го­рии таких людей в Боб­руй­ске отно­сит­ся Клав­дия Ива­нов­на Лука­ше­вич, осно­ва­тель шко­лы-кол­ле­джа искусств, (ныне гим­на­зия-кол­ледж искусств), бес­смен­ным руко­во­ди­те­лем кото­ро­го она была на про­тя­же­нии чет­вер­ти века. Клав­дия Ива­нов­на — очень энер­гич­ный, талант­ли­вый и целе­устрем­лен­ный чело­век — при­ло­жи­ла мак­си­мум уси­лий для того, что­бы создан­ное ею учре­жде­ние обра­зо­ва­ния ново­го типа заня­ло достой­ную нишу в систе­ме обра­зо­ва­ния не толь­ко Боб­руй­ска, но и рес­пуб­ли­ки в целом. На про­тя­же­нии уже более 25 лет гим­на­зия-кол­ледж искусств успеш­но вос­пи­ты­ва­ет в юных боб­руй­ча­нах любовь к тан­цу. Мне посчаст­лив­лось пооб­щать­ся с Клав­ди­ей Ива­нов­ной. Она охот­но отве­ти­ла на все мои вопросы.

—Клав­дия Ива­нов­на, думаю, нашим чита­те­лям будет инте­рес­но узнать жиз­нен­ную исто­рию очень извест­но­го в Боб­руй­ске чело­ве­ка, кото­рый внес огром­ный вклад в раз­ви­тие куль­ту­ры горо­да. Поде­ли­тесь, пожа­луй­ста, важ­ны­ми веха­ми Вашей жиз­ни. —Я роди­лась 28 июля 1946 года на Куба­ни, а в 1948 году наша семья пере­еха­ла на посто­ян­ное место житель­ства в Минск. Учи­лась я в СШ № 28 и в шко­ле-интер­на­те в Мин­ске, при­ни­ма­ла уча­стие во всех школь­ных меро­при­я­ти­ях и леле­я­ла в себе меч­ту зани­мать­ся бале­том. Но сла­бое здо­ро­вье не поз­во­ли­ло мне реа­ли­зо­вать свою меч­ту, хотя инте­рес к тан­цам жил во мне с ран­не­го дет­ства. Когда при­шло вре­мя выби­рать про­фес­сию, посту­пи­ла в БГУ им. Лени­на на исто­ри­че­ский факуль­тет: раз не судь­ба было бли­стать на сцене, я реши­ла деталь­но изу­чить исто­рию тан­ца 18 – 19 века, тра­ди­ции, костю­мы. Но, к сожа­ле­нию, необ­хо­ди­мые зна­ния я полу­чи­ла не на лек­ци­ях — такая тема­ти­ка лек­ций в широ­ком фор­ма­те была про­сто не преду­смот­ре­на, а бла­го­да­ря само­об­ра­зо­ва­нию. Я была одной из самых актив­ных сту­ден­тов БГУ, мне по наслед­ству пере­да­лись пре­крас­ные орга­ни­за­тор­ские спо­соб­но­сти, и после уни­вер­си­те­та меня при­гла­си­ли на рабо­ту на Мин­ский завод холо­диль­ни­ков, где я рабо­та­ла с огром­ный энту­зи­аз­мом. Я была чело­ве­ком актив­ным и жиз­не­ра­дост­ным, уме­ла увлечь за собой дру­гих, поэто­му с моим мне­ни­ем счи­та­лись и мне было лег­ко рабо­тать. Роди­те­ли с дет­ства меня учи­ли, что если что-то дела­ешь, делай с пол­ной само­от­да­чей. Одна­жды мне в пря­мрм смыс­ле улыб­ну­лась уда­ча: меня при­гла­си­ли на рабо­ту в Мин­ское хорео­гра­фи­че­ское учи­ли­ще, где нужен был вос­пи­та­тель по ком­со­моль­ско-пио­нер­ской рабо­те. Там-то у меня и роди­лась идея-меч­та создать свою шко­лу тан­ца. Чуть поз­же вышла замуж за влюб­лен­но­го в танец Сер­гея Лука­ше­ви­ча, при­е­ха­ла с ним на посто­ян­ное место житель­ства в Боб­руйск. Здесь я вме­сте с мужем созда­ла хорео­гра­фи­че­скую сту­дию в город­ском Доме куль­ту­ры при народ­ном ансам­бле тан­ца «Юность», в кото­рой зани­ма­лись 250 маль­чи­шек и дев­чо­нок в воз­расте от 4 до 10 лет. Сре­ди них было нема­ло талант­ли­вых ребя­ти­шек, и так хоте­лось дать им как мож­но боль­ше для раз­ви­тия их талан­та. Тогда- то у меня и воз­ник­ла оче­ред­ная идея о созда­нии в Боб­руй­ске хорео­гра­фи­че­ской шко­лы. Толь­ко бла­го­да­ря моей напо­ри­сто­сти и уме­ния идти до кон­ца к постав­лен­ной цели, а так­же под­держ­ке кол­лек­ти­ва роди­те­лей, я смог­ла пре­одо­леть барьер бюро­кра­тиз­ма и дока­зать целе­со­об­раз­ность откры­тия тако­го учре­жде­ния обра­зо­ва­ния в Боб­руй­ске. 1 авгу­ста 1989 года Боб­руй­ский город­ской испол­ни­тель­ный коми­тет при­нял реше­ние об откры­тии дет­ской хорео­гра­фи­че­ской шко­лы. мы рабо­та­ли на износ, и через доволь­но непро­дол­жи­тель­ное вре­мя наша хорео­гра­фи­че­ская шко­ла заня­ла достой­ную нишу в систе­ме обра­зо­ва­ния Боб­руй­ска. Я не люб­лю оста­нав­ли­вать­ся на достиг­ну­том и почи­вать на лав­рах. Я пошла даль­ше по кори­до­рам вла­сти, и доби­лась того, что 11 июня 2001 года Мини­стер­ство обра­зо­ва­ния Рес­пуб­ли­ки Бела­русь выдал сер­ти­фи­кат о госу­дар­ствен­ной аккре­ди­та­ции учре­жде­ния обра­зо­ва­ния «Учеб­ный ком­плекс шко­ла-кол­ледж искусств горо­да Боб­руй­ска». Позд­нее это учеб­ное заве­де­ние было пере­име­но­ва­но в ГУО«Государственная сред­няя шко­ла-кол­ледж искусств», а реше­ни­ем Боб­руй­ско­го город­ско­го испол­ни­тель­но­го коми­те­та от 4 янва­ря 2016 года это уже ГУО госу­дар­ствен­ное учре­жде­ние обра­зо­ва­ния «Гим­на­зия-кол­ледж искусств г.Бобруйска». Я ста­ла пер­во­про­ход­цем в этом бла­гом деле. Доку­мен­та­ция, пла­ны, разработки…Столько тру­да, сил, столь­ко идей и эмоций…Не без гор­до­сти ска­жу, что сего­дня наши нара­бот­ки лежат в осно­ве рабо­ты ана­ло­гич­ных Боб­руй­ской шко­лах-кол­ле­джах искусств Бела­ру­си.

К СВЕДЕНИЮ :

➥Клав­дия Ива­нов­на смог­ла создать не толь­ко уни­каль­ное в сво­ем роде учеб­ное заве­де­ние, но и кол­лек­тив еди­но­мыш­лен­ни­ков, про­фес­си­о­на­лов в сво­ем деле. Педа­го­ги не толь­ко вво­дят детей в вол­шеб­ный мир тан­ца, но и уве­рен­но ведут их по это­му без­гра­нич­но ярко­му и увле­ка­тель­но­му миру к совер­шен­ству, дают им уни­каль­ную воз­мож­ность постичь жан­ры, виды и сти­ли хорео­гра­фии, зна­ко­мят с бога­той исто­ри­ей танца.

Если на кар­те мира раз­но­цвет­ны­ми флаж­ка­ми отме­тить те места, где высту­па­ли вос­пи­тан­ни­ки гим­на­зии — кол­ле­джа искусств или же при­ни­ма­ли уча­стие в раз­лич­ных фести­ва­лях и кон­кур­сах, то полу­чит­ся доволь­но яркое полот­но. Тан­цо­рам из Боб­руй­ска руко­плес­ка­ли залы мно­же­ства горо­дов Рос­сии, Укра­и­ны, Фран­ции, Бол­га­рии, Тур­ции. И этот спи­сок мож­но продолжить.

Учить­ся здесь пре­стиж­но, ведь твор­че­ские кол­лек­ти­вы гим­на­зии-кол­ле­джа искусств на слу­ху не толь­ко в Боб­руй­ске, но и дале­ко за его пре­де­ла­ми. Как отме­ча­ет Клав­дия Ива­нов­на, в этом нема­ло­важ­ная роль роди­те­лей, кото­рые изна­чаль­но, при поступ­ле­нии в гим­на­зию-кол­ледж искусств наце­ли­ва­ют сво­их детей на ответ­ствен­ное отно­ше­ние к обу­че­нию, к заня­ти­ям тан­цам, к тер­пе­нию и выдерж­ки на мно­го­ча­со­вых заня­ти­ях в кол­лек­ти­вах. И не уди­ви­тель­но, что ребя­та, кото­рые учат­ся здесь, уже через год могут высту­пать перед широ­кой ауди­то­ри­ей. На сцене они смот­рят­ся органично.

За годы суще­ство­ва­ния шко­лы-кол­ле­джа искусств коли­че­ство дипло­мов лау­ре­а­тов раз­лич­ных сте­пе­ней, при­ве­зен­ных с област­ных, рес­пуб­ли­кан­ских и меж­ду­на­род­ных кон­кур­сов и фести­ва­лей, у кол­лек­ти­вов за несколь­ко десят­ков. Не раз при­сут­ство­ва­ла на кон­цер­тах гим­на­зии-кол­ле­джа искусств, на кото­рых не мог­ла скрыть сво­е­го вос­хи­ще­ния твор­че­ской сме­ло­стью ребят и их педа­го­гов, ори­ги­наль­но­стью поста­но­вок. И не уди­ви­тель­но, что когда высту­па­ют вос­пи­тан­ни­ки гим­на­зии-кол­ле­джа искусств, зал обыч­но пере­пол­нен. Даже если вход на кон­цер­ты плат­ный, люди при­об­ре­та­ют биле­ты, зная, что им будет предо­став­ле­на уни­каль­ная воз­мож­ность оку­нуть­ся в атмо­сфе­ру гра­ции и гар­мо­нии, позна­ко­мить­ся с юны­ми даро­ва­ния Бобруйска.

Клав­дия Лука­ше­вич в кру­гу семьи

— В чем Вы чер­па­е­те вдох­но­ве­ние? — поин­те­ре­со­ва­лась я у Клав­дии Ивановны.

—Я чер­паю вдох­но­ве­ние в сво­ей про­фес­сии. Я счаст­ли­ва тем, что мне посчаст­ли­ви­лось реа­ли­зо­вать свою меч­ту и зани­мать­ся люби­мым делом. Иной раз быва­ет настро­е­ние не то, или здо­ро­вье под­ка­ча­ло, про­блем­ки какие-либо нава­ли­лись, а захо­дишь в зал, где зани­ма­ют­ся дети, и все то, о чем я гово­рю, оста­ет­ся где-то там, и жизнь сно­ва окра­ши­ва­ет­ся ярки­ми крас­ка­ми, а я пони­маю, что ради это­го сто­ит и нуж­но жить!!!

— Клав­дия Ива­нов­на, что Вы счи­та­е­те глав­ным в танце?

— Конеч­но же, тру­до­лю­бие! Все дан­ные раз­ви­ва­ют­ся. Я неод­но­крат­но убеж­да­лась в сво­ей жиз­ни, что тру­дом мож­но достичь мно­го­го. Быва­ет, что чело­век име­ет пре­вос­ход­ные спо­соб­но­сти, но у него нет жела­ния тру­дить­ся, и он ниче­го не доби­ва­ет­ся в этой жиз­ни, а быва­ет все с точ­но­стью до наоборот.

— Посту­пить к Вам в гим­на­зию-кол­ледж искусств хотят мно­гие. А на какие каче­ства ребен­ка Вы обра­ща­е­те вни­ма­ние преж­де все­го, когда оце­ни­ва­е­те его способности?

— Физи­че­ские дан­ные, коор­ди­на­цию дви­же­ний. Быва­ют очень спо­соб­ные дети — тан­цо­ры от при­ро­ды, но их, к сожа­ле­нию, не так уж мно­го, поэто­му учим всех желающих!

— Что явля­ет­ся осно­во­по­ла­га­ю­щим в гимназии-колледже?

— Хоро­шие про­фес­си­о­наль­ные педа­го­ги — осно­ва все­го! У нас хоро­шие педа­го­ги, твор­че­ские лич­но­сти. Не раз заме­ча­ла, что твор­че­ские люди могут в самом нача­ле про­фес­си­о­наль­но­го пути пыта­ют­ся под­ра­жать кори­фе­ям. Я нико­гда это­го не под­дер­жи­ва­ла, т.к. счи­таю, что моло­дой спе­ци­а­лист, если ему дело по душе, дол­жен изна­чаль­но выра­ба­ты­вать свой стиль. И мне при­ят­но, что кол­лек­ти­вы кол­ле­джа все­гда торят доро­гу сами, ста­ра­ясь делать такие рабо­ты, кото­рых нет у дру­гих тан­це­валь­ных кол­лек­ти­вов стра­ны. В гим­на­зии ‑кол­ле­дже искусств все педа­го­ги сохра­ня­ют сти­ле­вую инди­ви­ду­аль­ность. Имен­но эту цель я став­лю перед ними, когда они при­хо­дят к нам на рабо­ту. Поэто­му каж­дый танец, кото­рый здесь ста­вит­ся, име­ет сюжет, и зри­те­лю предо­став­ля­ет­ся уни­каль­ная воз­мож­ность не толь­ко любо­вать­ся пла­сти­кой и гра­ци­оз­но­стью юных арти­стов, но и сопе­ре­жи­вать и радо­вать­ся тому, что они видят на сцене.

— Какие навы­ки при­об­ре­та­ют дети в гим­на­зии –шко­ле искусств, чему Вы их учите?

— У ребен­ка улуч­ша­ет­ся коор­ди­на­ция, осан­ка, раз­ви­ва­ют­ся гиб­кость и пла­стич­ность. А самое глав­ное, он при­об­ре­та­ет уве­рен­ность в себе, что помо­жет ему в жиз­ни удер­жать­ся на пла­ву. Кол­ледж дает сво­им вос­пи­тан­ни­кам не толь­ко пре­крас­ную про­фес­си­о­наль­ную базу, но и при­выч­ку выкла­ды­вать­ся во вре­мя заня­тий хорео­гра­фи­ей и на репе­ти­ци­ях на сто про­цен­тов. Нагруз­ка на заня­ти­ях тан­ца­ми рав­но­цен­на нагруз­ке спор­тив­ных тре­ни­ро­вок. Рабо­тать до седь­мо­го пота юные тан­цо­ры при­вы­ка­ют с само­го пер­во­го меся­ца обу­че­ния в нас. И если рань­ше, в пер­вые годы суще­ство­ва­ния кол­ле­джа были дети, кото­рые отсе­и­ва­лись, не выдер­жав нагруз­ки, то теперь таких — еди­ни­цы. Нашим ребя­там сего­дня мно­гое под­власт­но, они могут тан­це­вать всё, что толь­ко душа поже­ла­ет: и совре­мен­ные тан­цы, и баль­ные, и народ­ные, и хип-хоп, и рок-н- ролл, — толь­ко нуж­но пока­зать. У нас хоро­шие дети, умные, про­дви­ну­тые, рас­кре­по­щен­ные. Наши вос­пи­тан­ни­ки нас очень раду­ют. Я не без гор­до­сти при­хо­жу на кон­цер­ты, в кото­рых они при­ни­ма­ют уча­стие. Им руко­пле­щут пере­пол­нен­ные залы — а это самый глав­ный пока­за­тель того, что они отра­бо­та­ли отлич­но. И все это бла­го­да­ря их ста­ра­нию и тру­до­лю­бию. Ну и, конеч­но же, твор­че­ско­му под­хо­ду, вдох­но­ве­нию их педа­го­гов. Нема­ло­важ­на, конеч­но же, под­держ­ка и помощь роди­те­лей. Кста­ти, для нас не столь важ­но, ста­нут ли наши выпуск­ни­ки зна­ме­ни­ты­ми. Глав­ное, что­бы они были достой­ны­ми людь­ми. Согла­си­тесь, что буду­щие вра­чи, учи­те­ля, инже­не­ры, поли­ти­ки долж­ны иметь воз­мож­ность про­явить себя в твор­че­стве, ведь гра­мот­но­го, вос­пи­тан­но­го и умно­го чело­ве­ка не может быть без твор­че­ской искры. И такой шанс мы даем им в юном воз­расте. Поверь­те, про­дав­цу, кото­рый учил­ся в сте­нах наше­го кол­ле­джа, нико­гда даже в голо­ву не при­дет наха­мить покупателю.

К СВЕДЕНИЮ:

➥ При гим­на­зии-кол­ле­дже искусств рабо­та­ют образ­цо­вые ансам­бли тан­ца «Задо­рин­ка», «Аква­рель», народ­ный ансамбль тан­ца фольк-шоу балет «Аль­янс», образ­цо­вый дет­ский музы­каль­ный театр «Вдох­но­ве­ние», вокаль­ная сту­дия «Лира», дет­ская тан­це­валь­ная сту­дия «Топо­туш­ки», кото­рые объ­еди­ня­ют ребят раз­ных воз­рас­тов. Они явля­ют­ся лау­ре­а­та­ми и дипло­ман­та­ми кон­кур­сов и фести­ва­лей раз­лич­но­го уров­ня. Кон­цер­ты про­хо­дят не толь­ко в Бела­ру­си, но и за ее пре­де­ла­ми. С боль­шим успе­хом ребя­та высту­па­ют на сце­нах Рос­сии, Тур­ции, Фран­ции, Бол­га­рии… ➥ Как гово­рит­ся, не хле­бом еди­ным жив чело­век, и эту житей­скую исти­ну как нель­зя луч­ше под­твер­жда­ют в гим­на­зии –кол­ле­дже искусств, где не толь­ко дают детям зна­ния и учат тан­це­вать, но и при­ла­га­ют мак­си­маль­ные уси­лия для того, что­бы выявить и под­дер­жать твор­че­ские спо­соб­но­сти уча­щих­ся. С этой целью здесь по тра­ди­ции еже­год­но про­во­дит­ся кон­курс хорео­гра­фи­че­ско­го искус­ства «Фан­та­зия», кон­кур­сы «Мину­та сла­вы» и «Тан­це­валь­ный ринг». Полю­бил­ся всем сов­мест­ный твор­че­ский про­ект учи­те­лей хорео­гра­фии и уча­щих­ся «Созвез­дие талан­тов – танец, твор­че­ство, кра­со­та». ➥Нет, здесь не зацик­ли­ва­ют­ся на тан­це, здесь гото­вят мно­го­гран­ные лич­но­сти. Дети успеш­но зани­ма­ют­ся иссле­до­ва­тель­ской дея­тель­но­стью, а науч­ное обще­ство уча­щих­ся «Поиск» содей­ству­ет вовле­че­нию ребят в про­ект­ную дея­тель­ность, раз­ви­ва­ю­щую их интел­лек­ту­аль­ные спо­соб­но­сти. Ребя­та не боят­ся высту­пать пуб­лич­но, они сво­бод­но дер­жат­ся не толь­ко на сцене, даря свое твор­че­ство зри­те­лям, но и сво­бод­но лави­ру­ют в мире науч­ной и мето­ди­че­ской лите­ра­ту­ры, а затем успеш­но участ­ву­ют в пред­мет­ных олим­пи­а­дах раз­лич­но­го уров­ня, с кото­рых воз­вра­ща­ют­ся с Дипло­ма­ми. Уча­щи­е­ся при­ни­ма­ют актив­ное уча­стие в став­ших тра­ди­ци­он­ны­ми акци­ях «Вете­ран живет рядом», «Пода­рок вете­ра­ну», «Забо­та», «Пио­нер­ский при­вет» и др., кото­рые учат сопе­ре­жи­вать, с ува­же­ни­ем отно­сить­ся к стар­шим, про­тя­ги­вать руку помо­щи тому, кому она необ­хо­ди­ма. И это очень важ­ный момент в про­цес­се ста­нов­ле­ния лич­но­сти, ведь, как извест­но рав­но­душ­ный чело­век не смо­жет постро­ить про­цве­та­ю­щее госу­дар­ство. ➥ После при­об­ре­те­ния шко­лой-кол­ле­джем искусств ста­ту­са гим­на­зии-кол­ле­джа искусств, изме­нил­ся и поря­док при­е­ма детей в это учеб­ное заве­де­ние. Если рань­ше их набор осу­ществ­лял­ся с пер­во­го клас­са, то с 2016 года посту­пить в гим­на­зию-кол­ледж искусств мож­но будет с пято­го клас­са, сдав три экза­ме­на: по рус­ско­му либо бело­рус­ско­му язы­ку (на выбор), мате­ма­ти­ке и хорео­гра­фии.

— Клав­дия Ива­нов­на, Вы целе­на­прав­лен­но шли к постав­лен­ной цели. Не воз­ни­ка­ли сомне­ния, что не полу­чит­ся в пол­ной мере реа­ли­зо­вать задуманное?

— Если в меня пове­ри­ли, если мне дове­ри­ли такое важ­ное дело, я не мог­ла разо­ча­ро­вать надеж­ды этих людей, поэто­му таких мыс­лей у меня не возникало.

— Вы, соглас­но опро­су обще­ствен­но­го мне­ния, вхо­ди­те в чис­ло самых ува­жа­е­мых людей Боб­руй­ска, Вам при­сво­е­но зва­ние “Почет­ный граж­да­нин Боб­руй­ска”. Что помог­ло Вам стать тем, кем вы стали?

— Вера и настой­чи­вость, а так же мои еди­но­мыш­лен­ни­ки. А еще пони­ма­ние того, что пока ты чего-то доби­ва­ешь­ся, на пути будет нема­ло труд­но­стей и слож­но­стей. Иной раз мне каза­лось, что как буд­то все про­тив тебя. Но такие момен­ты я научи­лась пре­одо­ле­вать, так как у меня в харак­те­ре: если я хочу, я буду бить­ся до кон­ца. Каж­дый чело­век выби­ра­ет свой жиз­нен­ный путь. Я с дет­ства хоте­ла тан­це­вать, зани­мать­ся бале­том. Не сло­жи­лось, но, тем не менее, моя жизнь нераз­рыв­но свя­за­на с твор­че­ством, с тан­ца­ми. И я люб­лю то дело, кото­ро­му я слу­жу всю свою жизнь. Я счи­таю, что насто­я­ще­го успе­ха доби­ва­ют­ся толь­ко те, кто отда­ет­ся сво­е­му делу со всей душой. Каж­дый чело­век дол­жен сам ста­вить для себя цели, что­бы знать, к чему стре­мить­ся, и соот­вет­ство­вать это­му даже мело­чах, толь­ко тогда все получится!

— Ваш един­ствен­ный сын Алек­сей посвя­тил свою жизнь тан­цам, зани­ма­ет­ся тан­ца­ми и Ваша внуч­ка. Это было их осо­знан­ное реше­ние или все же име­ла место насто­я­тель­ная реко­мен­да­ция с Вашей стороны?

— Доро­гие мне люди все­гда име­ют пра­во выбо­ра, и его ува­жа­ют все. Отец Алек­сея Сер­гей Лука­ше­вич — руко­во­ди­тель Заслу­жен­но­го люби­тель­ско­го кол­лек­ти­ва Рес­пуб­ли­ки Бела­русь ансам­бля тан­ца «Юность», Лау­ре­ат спе­ци­аль­ной пре­мии Пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Бела­русь «За вклад в вос­пи­та­ние твор­че­ской моло­де­жи». Я так­же пре­да­на тан­цу до глу­би­ны души. Поэто­му любовь к тан­цу у Алек­сея наслед­ствен­ная. Она же пере­да­лась и доче­ри Алек­сея, моей внучке.

Алек­сей вот уже более пят­на­дца­ти лет явля­ет­ся руко­во­ди­те­лем народ­но­го фольк-шоу бале­та «Аль­янс» в нашем учеб­ном заве­де­нии. Мне при­ят­но, что у кол­лек­ти­ва, кото­рый создал мой сын, есть свое лицо и свой стиль. Ансамбль актив­но участ­ву­ет в раз­лич­ных город­ских меро­при­я­ти­ях, его хорео­гра­фи­че­ские номе­ра исполь­зо­ва­ны в неко­то­рых спек­так­лях теат­ра им. В. И. Дуни­на-Мар­цин­ке­ви­ча. В репер­ту­а­ре кол­лек­ти­ва воен­но-пат­ри­о­ти­че­ские, клас­си­че­ские, эст­рад­ные тан­цы. Его выступ­ле­ния все­гда эмо­ци­о­наль­ные, яркие и экс­прес­сив­ные. Алек­сей пре­крас­ный режис­сер-поста­нов­щик тан­цев, он все про­ду­мы­ва­ет до мело­чей, и не уди­ви­тель­но видеть сле­зы на гла­зах зри­те­лей, когда они смот­рят ком­по­зи­ции на воен­но-пат­ри­о­ти­че­скую тема­ти­ку. Для него свя­то — вой­на, Чеч­ня… Он — дума­ю­щий хорео­граф, все его тан­це­валь­ные ком­по­зи­ции име­ют глу­бо­кий смысл и застав­ля­ют зри­те­ля думать и сопереживать.

— Насколь­ко я знаю, Ваша внуч­ка уже состо­яв­ший­ся режис­сер — она режис­си­ро­ва­ла боль­шин­ство школь­ных празд­ни­ков, почти про­фи на сцене в каче­стве веду­щей. Какую сте­зю выбра­ла она для себя?

— Мне при­ят­но осо­зна­вать, что моя внуч­ка — чело­век твор­че­ский. Ее полет фан­та­зии поз­во­ля­ет ей писать неор­ди­нар­ные, не шаб­лон­ные сце­на­рии, а затем их режис­си­ро­вать. Она пре­крас­но чита­ет, и вот уже три года явля­ет­ся бес­смен­ным веду­щим всех круп­ных город­ских меро­при­я­тий. Настя у нас буду­щий режис­сер, у нее мно­го твор­че­ских пла­нов и заду­мок, она целе­на­прав­лен­но идет впе­ред, и я молю Бога, что­бы жизнь не обо­жгла и не обло­ма­ла ей крылья.

— При­хо­дит­ся кри­ти­ко­вать рабо­ту род­ных Вам людей?

— Я не кри­ти­кую, я про­сто могу посо­ве­то­вать, и мне при­ят­но, что к мое­му сове­ту прислушиваются.

— Клав­дия Ива­нов­на, кро­ме того, что Вы пре­крас­ный орга­ни­за­тор и руко­во­ди­тель, Вы еще бес­смен­ный режис­сер Меж­ду­на­род­но­го фести­ва­ля народ­но­го твор­че­ства «Венок друж­бы», и это бла­го­да­ря Ваше­му твор­че­ско­му под­хо­ду к режис­су­ре каж­дый фести­валь име­ет свою изю­мин­ку и непо­вто­ри­мый коло­рит. Какая Ваша основ­ная зада­ча на раз­ных эта­пах фести­валь­ной жиз­ни: под­го­то­ви­тель­ном и основном?

— Моя основ­ная зада­ча не толь­ко сре­жис­си­ро­вать откры­тие и закры­тие фести­ва­ля и кон­церт, но и лока­ли­зо­вать непред­ви­ден­ные ситу­а­ции, что­бы ни участ­ни­ки фести­ва­ля, ни зри­те­ли не попа­ли в раз­ряд разо­ча­ро­ван­ных. А непред­ви­ден­ные ситу­а­ции слу­ча­ют­ся прак­ти­че­ски на каж­дом фестивале.

Клав­дия Ива­нов­на с улыб­кой вспом­ни­ла слу­чай, когда за несколь­ко номе­ров до выступ­ле­ния кол­лек­ти­ва из Индии, тан­цо­ры кото­ро­го высту­па­ют боси­ком, участ­ни­ца из Эсто­нии уро­ни­ла диплом и стек­ло с рамоч­ки раз­би­лось. Руко­во­ди­тель индий­ско­го кол­лек­ти­ва выдви­нул тре­бо­ва­ние вымыть сце­ну, в обрат­ном слу­чае кол­лек­тив высту­пать не будет. Клав­дия Ива­нов­на и здесь нашла выход, про­ин­струк­ти­ро­ва­ла веду­щих, что ска­зать зри­те­лям, что­бы они пра­виль­но вос­при­ня­ли появ­ле­ние на сцене людей со шваб­ра­ми. И веду­щие в веж­ли­вой фор­ме донес­ли до мно­го­чис­лен­ных зри­те­лей суть про­бле­мы, сде­лав акцент на том, что мы не можем оби­деть наших гостей, и толь­ко тогда на сце­ну под­ня­лись сотруд­ни­цы фести­ва­ля с кра­си­вы­ми шваб­ра­ми. Зал рукоплескал!

— В чем заклю­ча­ет­ся режис­су­ра фести­ва­ля? — попро­си­ла я открыть сек­рет вто­рой про­фес­сии Клав­дию Ива­нов­ну.

— Режис­су­ра — это очень инте­рес­ный, твор­че­ский труд. Когда при­ез­жа­ют кол­лек­ти­вы, я сов­мест­но с твор­че­ской груп­пой фести­ва­ля про­смат­ри­ваю их про­грам­мы, и мы выби­ра­ем номе­ра на откры­тие и закры­тие фести­ва­ля. А вот постро­е­ние выступ­ле­ний в гар­мо­нич­ной после­до­ва­тель­но­сти — за дина­мич­ным номе­ром дол­жен сле­до­вать спо­кой­ный – это уже мое режис­сер­ское решение.

— Клав­дия Ива­нов­на, быть режис­се­ром меро­при­я­тия тако­го уров­ня — это не толь­ко высо­кое дове­рие, но и огром­ная ответ­ствен­ность, соот­вет­ствен­но, и мораль­ное напря­же­ние, и пере­жи­ва­ния. Не воз­ни­ка­ет жела­ния пере­ло­жить этот груз на дру­гие пле­чи и перей­ти, напри­мер, в раз­ряд консультантов?

— Я явля­юсь режис­се­ром не толь­ко меж­ду­на­род­но­го фести­ва­ля «Венок друж­бы», но и дру­гих зна­чи­мых для Боб­руй­ска меро­при­я­тий. Это и город­ская авгу­стов­ская кон­фе­рен­ция педа­го­гов, и собра­ние акти­ва, и Рож­де­ствен­ские встре­чи, и празд­ник микрорайона…Список этот мно­го­пунк­то­вый. Да, нелег­ко, но я нико­гда не боя­лась труд­но­стей. Режис­сер — это тво­рец, и от его задум­ки и реа­ли­за­ции ее в жизнь зави­сит то, насколь­ко уров­не­во прой­дет меро­при­я­тие. Преж­де, чем запу­стить оче­ред­ной про­ект, я тыся­чи раз про­ду­мы­ваю вари­ан­ты того, как мож­но увлечь и зажечь зри­те­лей, участ­ни­ков празд­ни­ка, ищу какую-нибудь изю­мин­ку, кото­рая не оста­вит зри­те­лей рав­но­душ­ны­ми. Идей мно­го и, глав­ное, сде­лать сре­ди них без­оши­боч­ный выбор. Когда зри­те­ли и участ­ни­ки меро­при­я­тия ухо­дят, делясь поло­жи­тель­ны­ми впе­чат­ле­ни­я­ми, я раду­юсь тому, что я и моя коман­да сра­бо­та­ли хорошо.

— Насколь­ко я знаю, Вы очень силь­ный чело­век, а может что-либо вызвать у Вас слезы?

— В 2016 году на отчет­ном кон­цер­те наше­го учеб­но­го заве­де­ния зал был пере­пол­нен. Когда веду­щие нача­ли гово­рить о людях, сози­да­ю­щих наш город, и назва­ли мою фами­лию, все при­сут­ству­ю­щие на кон­цер­те друж­но вста­ли и нача­ли хло­пать. Ну как мож­но было не рас­чув­ство­вать­ся! В этот момент я испы­та­ла состо­я­ние внут­рен­не­го ком­фор­та от осо­зна­ния того, что про­жи­ла жизнь не зря, что имен­но вот это руко­плес­ка­ние бла­го­дар­ных боб­руй­чан — луч­шая оцен­ка моей рабо­ты. Люд­ское при­зна­ние нико­гда не срав­нит­ся ни с каки­ми деньгами.

— Клав­дия Ива­нов­на, Вы пере­да­ли браз­ды прав­ле­ния в Вашем дети­ще ново­му руко­во­ди­те­лю, сами же оста­лись рядо­вым работником…

— Я пере­да­ла, как вы ска­за­ли, браз­ды прав­ле­ния в руки про­фес­си­о­на­ла, отлич­но­го руко­во­ди­те­ля, твор­че­ско­го чело­ве­ка, кото­рый рабо­тал у нас рань­ше. Затем он хоро­шо заре­ко­мен­до­вал себя в долж­но­сти заве­ду­ю­ще­го отде­лом куль­ту­ры Боб­руй­ско­го гор­ис­пол­ко­ма и в Мини­стер­стве куль­ту­ры Рес­пуб­ли­ки Бела­русь. Так что я уве­ре­на, что пере­да­ла кол­ледж в надеж­ные руки и Вадим Михай­ло­вич Щер­бич не толь­ко сохра­нит наши нара­бот­ки и тра­ди­ции, но и зна­чи­тель­но их приумножит.

Раз­го­ва­ри­вая с Клав­ди­ей Ива­нов­ной, я бла­го­да­ри­ла свою судь­бу, что она све­ла меня с этой уди­ви­тель­ной, целе­устрем­лен­ной жен­щи­ной, силь­ной лич­но­стью, кото­рая уме­ет рас­став­лять в жиз­ни пра­виль­ные акцен­ты и доби­вать­ся постав­лен­ных целей, невзи­рая на труд­но­сти. Ее труд отме­чен по заслу­гам самы­ми раз­ны­ми ведом­ства­ми стра­ны. Клав­дия Ива­нов­на награж­де­на Почёт­ны­ми гра­мо­та­ми Мини­стер­ства обра­зо­ва­ния Рес­пуб­ли­ки Бела­русь, Наци­о­наль­но­го собра­ния Рес­пуб­ли­ки Бела­русь, нагруд­ным зна­ком «За вклад в раз­ви­тие куль­ту­ры Бела­ру­си». В рес­пуб­ли­кан­ском кон­кур­се «Жен­щи­на года-2010» она удо­сто­е­на Дипло­ма в номи­на­ции «За вклад в духов­но-нрав­ствен­ное воз­рож­де­ние». В июне 2012 года ей при­сво­е­но зва­ние «Почет­ный граж­да­нин горо­да Боб­руй­ска». Согла­си­тесь, такое зва­ние при­сва­и­ва­ет­ся людям, внес­шим зна­чи­тель­ный вклад в раз­ви­тие род­но­го горо­да. Во вре­мя бесе­ды Клав­ди­ей Ива­нов­ной я на ее лич­ном при­ме­ре еще силь­нее укре­пи­лась во мне­нии, что цель и жела­ние — это ключ к любо­му замку!

Мария ШУМИЛОВА,

фото авто­ра

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Печать
Вам также могут понравиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Уведомлять меня о
guest


0 комментариев
старым
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: