Сайт о Бобруйске и бобруйчанах

«Главное, не где ты находишься, а куда стремишься»

Эта фра­за, ска­зан­ная худож­ни­ком Анто­ном Ясю­кай­те более 25 лет назад, проч­но отло­жи­лась в моем созна­нии и очень часто вспо­ми­на­ет­ся теперь, обре­тая все более глу­бин­ный смысл.

Его сравнивали с Чюрлёнисом

Антон Ясю­кайть учил­ся в Витеб­ском педа­го­ги­че­ском инсти­ту­те на худо­же­ствен­но-гра­фи­че­ском факуль­те­те. По его сло­вам, он с Вла­ди­ми­ром Напре­ен­ко и Вален­ти­ной Ляхо­вич зада­ва­ли тон на кур­се. С ран­не­го дет­ства Антон был свя­зан с При­бал­ти­кой и Поль­шей, что, бес­спор­но, откла­ды­ва­ло осо­бый отпе­ча­ток на его творчестве.

Сту­ден­ты срав­ни­ва­ли его с Чюр­лё­ни­сом, и по уди­ви­тель­но­му сте­че­нию обсто­я­тельств един­ствен­ная кни­га об этом зна­ме­ни­том литов­ском худож­ни­ке нача­ла 20-го века, кото­рая была в книж­ном мага­зине, доста­лась имен­но ему, Антону.

Очень важно – на что ты смотришь…

Сво­и­ми учи­те­ля­ми Антон Ясю­кайть счи­тал Фелик­са Гума­на и Игна­са Будриса.

Феликс Гуман – пре­по­да­ва­тель худ­гра­фа, под­го­то­вил более ста худож­ни­ков. Имен­но он позна­ко­мил Анто­на Ясю­кай­тя с Игна­сом Будрисом.

Вла­ди­мир Напре­ен­ко вспо­ми­на­ет, как Феликс Гуман дал реко­мен­да­тель­ное пись­мо, и они с Анто­ном отпра­ви­лись в Виль­нюс, к Буд­ри­су. Скла­ды­ва­ет­ся такое впе­чат­ле­ние, что Гуман, будучи очень талант­ли­вым пре­по­да­ва­те­лем, почув­ство­вал необ­хо­ди­мость про­фес­си­о­наль­но­го обще­ния Анто­на имен­но с Буд­ри­сом, – с чело­ве­ком, кото­рый, как и Антон, впи­тал в свое твор­че­ство При­бал­ти­ку. Это очень важ­но – на что ты смот­ришь, ибо никто так высо­ко не ценит воз­мож­но­стей чело­ве­че­ско­го гла­за, как художник.

«Во что смот­ришь­ся, в то и обрящешься».

Бобруйск – главный город в судьбе Антона Ясюкайтя

После окон­ча­ния худ­гра­фа Витеб­ско­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та Антон Ясю­кайть при­е­хал в Бобруйск.

На пер­вые зара­бо­тан­ные день­ги купил мотор­ную лод­ку и посто­ян­но орга­ни­зо­вы­вал мини-пленэры.

Успеш­но защи­тив свою Диплом­ную рабо­ту «Ста­рый Витебск», Антон про­дол­жал мно­го и резуль­та­тив­но рабо­тать, стал Чле­ном сою­за худож­ни­ков, актив­но участ­во­вал в выстав­ках. Его аква­ре­ли нахо­дят­ся в фон­де Наци­о­наль­но­го худо­же­ствен­но­го музея, а так­же в Моги­ле­ве, в худо­же­ствен­ном музее име­ни Пав­ла Масленникова.

С ран­не­го дет­ства Антон, чув­ство­вал боль­шую связь с при­ро­дой и нико­гда ее не пре­ры­вал, что хоро­шо вид­но по его кар­ти­нам. Осо­бен­но хоро­шо ему уда­ва­лось небо.

Живя в Боб­руй­ске, рабо­тая в худо­же­ствен­ном учи­ли­ще, мно­го путе­ше­ство­вал, пости­гая мир. Был на Тай­мы­ре, в Нориль­ске, Тикси, Мага­дане, Бух­те Про­ве­де­ния. Впе­чат­ле­ния от уви­ден­но­го вопло­ти­лись в серии работ – «Кос­мос», «Сая­но-Шушен­ская ГЭС».

В худо­же­ствен­ном учи­ли­ще №15 Ясю­кай­те рабо­тал масте­ром, пре­по­да­ва­те­лем, стар­шим масте­ром худо­же­ствен­но­го цик­ла, отда­вая весь накоп­лен­ный опыт начи­на­ю­щим художникам.

…Ско­ро испол­нит­ся десять лет, как Анто­на Ясю­кай­тя нет с нами. Но он про­дол­жа­ет жить – в сво­их рабо­тах, напол­нен­ных поэ­зи­ей, утон­чен­но­стью, мяг­ко­стью кра­сок, в сво­их учениках.

Любовь Бидюк Фото Еле­ны Никифоровой 

«Перед гро­зой»

«Перед дождём в Новиянке» 
«Осен­ний вечер на Березине»
«Ухо­дя­щее утро» (1998)
«Боб­руй­ская крепость»
«Утро. Кар­ме­лит­ский костел» (Мсти­славль)
 

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Печать
Вам также могут понравиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Уведомлять меня о
guest

0 комментариев
старым
новым рейтингу
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: