Пасха — Воскресение Христово
Господня Пасха! От смерти бо к жизни
и от земли к небеси Христос Бог нас приведе,
победную поющия (Пасхальный канон)
Дорогие мои! Христос воскресе! Воистину воскресе Христос!
Ныне у нас с вами Праздников праздник и торжество из торжеств — Святая Пасха Господня. Вот только проходит святая пасхальная ночь и следом — Светлая седмица, пронизанная неизреченной пасхальной радостью, время хваления, особых песнопений и благодарственных молитв. Христос воскрес — значит празднуем конец угрозы вечной смерти, трепещет ад, отверзаются благодатные двери Царства Небесного!
Души наши ликуют: и мир Горний и земной, и вселенная вся славословит воскресшего Спасителя! Мы приветствуем друг друга пасхальным: «Христос воскресе!» Это радостное приветствие утверждает жизнь, возвещает миру важнейшую, великую истину, с которой началась вселенская Евангельская проповедь, Слово Божие гласит о Спасении всех нас.
«Христово Воскресение сделалось жизнью и исцелением от страстей для верующих в Него, чтобы они жили в Боге и приносили плоды правды», — в свое время вещал преподобный Исайя. И мы задаемся вопросом, действительно ли воскрес Христос? Правдой ли является Светлое Христово Воскресение? Но ведь воскреснуть мог только Бог. Таким образом, вопрос о Воскресении по смыслу является самым главным вопросом нашей жизни: «Есть ли Бог?»
«Если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна, — говорит апостол Павел и тут же утверждает: — Но Христос воскрес!» (1 Кор. 15, 17, 20). Для чего нужно было распятие на Кресте и Воскресение Сына Божьего? Задумаемся, Кто есть Страдавший, Распятый и Погребенный, Чье Воскресение мы празднуем?
Воскрес Первенец из мертвых, Единородный Сын Божий, Богочеловек и Спаситель всего человечества, Творец наш и Промыслитель, Ходатай пред Отцом Небесным. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Вот мы празднуем Воскресение Христово в постоянном торжестве Церкви, неумолкающем ликовании, мы прославляем Святую христианскую Пасху! Воскресением Христовым побежден ад и положено начало бытия Церкви как Небесной торжествующей, так и земной воинствующей о спасении людей своих и ниспослан в день Пятидесятницы от Отца Дух Утешитель. Именно для этого нужно было распятие на Кресте и Воскресение Сына Божьего. С этого момента упраздняется Адамово грехопадение, и человек уже не невольник греха. Уничтожен первородный грех.
Святитель Григорий Нисский нам в назидание говорит: «Мудрость изрекла, что в день веселия забывают о бедствии. Настоящий день заставляет нас забыть первый, произнесенный на нас приговор. Тогда мы ниспали с Неба на землю — ныне Небесный сделал и нас небесными. Тогда через грех воцарилась смерть — ныне жизнь опять получила владычество через правду. Тогда один отверз вход смерти — и ныне Единым вводится снова жизнь. Тогда через смерть мы отпали от жизни — ныне жизнью упраздняется смерть. Тогда от стыда скрылись под смоковницею — ныне со славою приблизились к древу жизни. Тогда за преслушание изгнаны были из рая — ныне за веру вводимся в рай. Что же после сего нам должно делать? Итак, придите, возвеселимся о Господе! Он сокрушил силу врага и водрузил для нас победное знамение Креста, поразив противника. Воскликнем гласом радости!».
Нам известно из Библии, что Бог не творил смерти (Прем. 1, 13), напротив, Он создал человека для нетления (Прем. 2, 23), для вечной жизни в состоянии внутренней гармонии. Человек должен был утверждаться в добре, являя Богу послушание любви, как благоговейный сын отцу. Но человек не выдержал испытания любовью и свободой, и по его вине грех вошел в мир, и со грехом — страдания и смерть (Рим. 5, 12).
Непослушание Богу и является грехопадением. Преступая заповедь Божию, первый человек полагал самого себя центром жизни. Утрачено было единение Адама и Бога, исчезла любовь, появилась вражда среди людей и, впервые, — убийство. Затем другие страшные последствия. Таким образом, до подвига Христова человечество было порабощено грехом. И вот Господь наш Иисус Христос Искупительным Своим Подвигом на Кресте соединил вновь человека с Богом, принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих (Евр. 9, 28) и снять с нас проклятие, чтобы мы, избавившись от греха, жили для правды (1 Пет. 2, 24). Этой Жертвой покрыты грехи всего человечества, прошедшие, настоящие и будущие.
«Теперь человечество обрело душевный мир, примирение с Богом, радость близости к Небесному Отцу. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен чрез Него», — говорит нам Апостол (Ин. 3, 16–17). Воскресением открыты врата Царствия Небесного, и мир спасен. Христос воскрес — значит, у всех нас появилась надежда на наше воскресение и жизнь вечную. Как радостно осознавать себя не своими, а Божиими! Как тепло ощущать в душе своей благодать истинной веры!
Когда мы говорим слова Символа веры: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века», то мы веруем и исповедуем, что жизнь человека физической смертью не заканчивается. Подводится итог только временной, суетной, тленной земной жизни. Через смерть тела проходит каждый человек. Это рождение новое. И это есть начало бессмертной, вечной, безболезненной и совершенной жизни. Доверяем мы величайшему свидетельству Воскресения Господа нашего Иисуса Христа, а потому надеемся на воскресение наших любимых, родных, близких. Радость великая — Спаситель воскрес! Бог, воскрешающий мертвых, с нами всегда, во все дни до скончания века (Мф. 28, 20)!
Сердце верующего в Воскресение человека, чистое, смиренное, чуждое тщеславия и корысти, в эти светлые дни озаряет пасхальная радость, пропитанная всепобеждающей, жертвенной любовь Господа нашего Иисуса Христа.
Каждый из нас может быть просвещен Духом. Только нежелающего истинный Свет не коснется. Святой Иоанн Предтеча свидетельствовал о Христе. В чем же выражалось величайшее свидетельство его? Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2). Проповедь Иоанна поражала, заставляла трепетать человеческие сердца. И призыв этот был услышан многими. Вот как бы пророчествует святой Иоанн: «Господь приблизился, как можно скорее исправьтесь, приведите души свои в соответствующий благодатной встрече вид!»
Христос воскрес! Чем мы встречаем Святую Пасху Господню? Как часто изобилие праздничных столов наших уступает числу совершенных во славу Воскресшего Спасителя добрых дел, изобилию веры и молитвенного подвига? Именно к нам таким современным обращен древний призыв Иоанна Крестителя: «Покайтесь!» Мир не может не услышать свидетельство того, кто был гласом вопиющего в пустыне (Ин. 1, 23).
Дорогие мои! Мы с вами в эти благодатные, светлые, пронизанные пасхальной радостью дни являемся свидетелями и исповедниками веры во Христа Воскресшего. «Христос воскресе!» — эти слова наполнены торжеством, благодарностью и ликованием, надеждою, любовью — чувствами, с которыми шли жены-мироносицы от опустевшего Гроба, чтобы возвестить всем людям небесную радость.
На нашей грешной земле нет ничего выше этой великой радости, ибо воистину воскресе Христос! Аминь
Настоятель Свято-Никольского храма в Телуше, протоиерей Сергий ИвановНаш сайт https://otecserg.ru Духовная жизнь и молитва в Телуше.Тел/viber: +375 29 6760598