Сайт о Бобруйске и бобруйчанах

Пасха — Воскресение Христово

Господ­ня Пас­ха! От смер­ти бо к жизни

и от зем­ли к небе­си Хри­стос Бог нас приведе,

побед­ную пою­щия (Пас­халь­ный канон)

Доро­гие мои! Хри­стос вос­кре­се! Воис­ти­ну вос­кре­се Христос!

Ныне у нас с вами Празд­ни­ков празд­ник и тор­же­ство из тор­жеств — Свя­тая Пас­ха Гос­под­ня. Вот толь­ко про­хо­дит свя­тая пас­халь­ная ночь и сле­дом — Свет­лая сед­ми­ца, про­ни­зан­ная неиз­ре­чен­ной пас­халь­ной радо­стью, вре­мя хва­ле­ния, осо­бых пес­но­пе­ний и бла­го­дар­ствен­ных молитв. Хри­стос вос­крес — зна­чит празд­ну­ем конец угро­зы веч­ной смер­ти, тре­пе­щет ад, отвер­за­ют­ся бла­го­дат­ные две­ри Цар­ства Небесного!

Души наши лику­ют: и мир Гор­ний и зем­ной, и все­лен­ная вся сла­во­сло­вит вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля! Мы при­вет­ству­ем друг дру­га пас­халь­ным: «Хри­стос вос­кре­се!» Это радост­ное при­вет­ствие утвер­жда­ет жизнь, воз­ве­ща­ет миру важ­ней­шую, вели­кую исти­ну, с кото­рой нача­лась все­лен­ская Еван­гель­ская про­по­ведь, Сло­во Божие гла­сит о Спа­се­нии всех нас.

«Хри­сто­во Вос­кре­се­ние сде­ла­лось жиз­нью и исце­ле­ни­ем от стра­стей для веру­ю­щих в Него, что­бы они жили в Боге и при­но­си­ли пло­ды прав­ды», — в свое вре­мя вещал пре­по­доб­ный Исайя. И мы зада­ем­ся вопро­сом, дей­стви­тель­но ли вос­крес Хри­стос? Прав­дой ли явля­ет­ся Свет­лое Хри­сто­во Вос­кре­се­ние? Но ведь вос­крес­нуть мог толь­ко Бог. Таким обра­зом, вопрос о Вос­кре­се­нии по смыс­лу явля­ет­ся самым глав­ным вопро­сом нашей жиз­ни: «Есть ли Бог?»

«Если Хри­стос не вос­крес, то вера ваша тщет­на, — гово­рит апо­стол Павел и тут же утвер­жда­ет: — Но Хри­стос вос­крес!» (1 Кор. 15, 17, 20). Для чего нуж­но было рас­пя­тие на Кре­сте и Вос­кре­се­ние Сына Божье­го? Заду­ма­ем­ся, Кто есть Стра­дав­ший, Рас­пя­тый и Погре­бен­ный, Чье Вос­кре­се­ние мы празднуем?

Вос­крес Пер­ве­нец из мерт­вых, Еди­но­род­ный Сын Божий, Бого­че­ло­век и Спа­си­тель все­го чело­ве­че­ства, Тво­рец наш и Про­мыс­ли­тель, Хода­тай пред Отцом Небес­ным. Как крест­ной Хри­сто­вой смер­тью совер­ше­но наше искуп­ле­ние, так Его Вос­кре­се­ни­ем даро­ва­на нам веч­ная жизнь.

Вот мы празд­ну­ем Вос­кре­се­ние Хри­сто­во в посто­ян­ном тор­же­стве Церк­ви, неумол­ка­ю­щем лико­ва­нии, мы про­слав­ля­ем Свя­тую хри­сти­ан­скую Пас­ху! Вос­кре­се­ни­ем Хри­сто­вым побеж­ден ад и поло­же­но нача­ло бытия Церк­ви как Небес­ной тор­же­ству­ю­щей, так и зем­ной воин­ству­ю­щей о спа­се­нии людей сво­их и нис­по­слан в день Пяти­де­сят­ни­цы от Отца Дух Уте­ши­тель. Имен­но для это­го нуж­но было рас­пя­тие на Кре­сте и Вос­кре­се­ние Сына Божье­го. С это­го момен­та упразд­ня­ет­ся Ада­мо­во гре­хо­па­де­ние, и чело­век уже не неволь­ник гре­ха. Уни­что­жен пер­во­род­ный грех.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский нам в нази­да­ние гово­рит: «Муд­рость изрек­ла, что в день весе­лия забы­ва­ют о бед­ствии. Насто­я­щий день застав­ля­ет нас забыть пер­вый, про­из­не­сен­ный на нас при­го­вор. Тогда мы нис­па­ли с Неба на зем­лю — ныне Небес­ный сде­лал и нас небес­ны­ми. Тогда через грех воца­ри­лась смерть — ныне жизнь опять полу­чи­ла вла­ды­че­ство через прав­ду. Тогда один отверз вход смер­ти — и ныне Еди­ным вво­дит­ся сно­ва жизнь. Тогда через смерть мы отпа­ли от жиз­ни — ныне жиз­нью упразд­ня­ет­ся смерть. Тогда от сты­да скры­лись под смо­ков­ни­цею — ныне со сла­вою при­бли­зи­лись к дре­ву жиз­ни. Тогда за пре­слу­ша­ние изгна­ны были из рая — ныне за веру вво­дим­ся в рай. Что же после сего нам долж­но делать? Итак, при­ди­те, воз­ве­се­лим­ся о Гос­по­де! Он сокру­шил силу вра­га и водру­зил для нас побед­ное зна­ме­ние Кре­ста, пора­зив про­тив­ни­ка. Вос­клик­нем гла­сом радости!».

Нам извест­но из Биб­лии, что Бог не тво­рил смер­ти (Прем. 1, 13), напро­тив, Он создал чело­ве­ка для нетле­ния (Прем. 2, 23), для веч­ной жиз­ни в состо­я­нии внут­рен­ней гар­мо­нии. Чело­век дол­жен был утвер­ждать­ся в доб­ре, являя Богу послу­ша­ние люб­ви, как бла­го­го­вей­ный сын отцу. Но чело­век не выдер­жал испы­та­ния любо­вью и сво­бо­дой, и по его вине грех вошел в мир, и со гре­хом — стра­да­ния и смерть (Рим. 5, 12).

Непо­слу­ша­ние Богу и явля­ет­ся гре­хо­па­де­ни­ем. Пре­сту­пая запо­ведь Божию, пер­вый чело­век пола­гал само­го себя цен­тром жиз­ни. Утра­че­но было еди­не­ние Ада­ма и Бога, исчез­ла любовь, появи­лась враж­да сре­ди людей и, впер­вые, — убий­ство. Затем дру­гие страш­ные послед­ствия. Таким обра­зом, до подви­га Хри­сто­ва чело­ве­че­ство было пора­бо­ще­но гре­хом. И вот Гос­подь наш Иисус Хри­стос Иску­пи­тель­ным Сво­им Подви­гом на Кре­сте соеди­нил вновь чело­ве­ка с Богом, при­нес Себя в жерт­ву, что­бы подъ­ять гре­хи мно­гих (Евр. 9, 28) и снять с нас про­кля­тие, что­бы мы, изба­вив­шись от гре­ха, жили для прав­ды (1 Пет. 2, 24). Этой Жерт­вой покры­ты гре­хи все­го чело­ве­че­ства, про­шед­шие, насто­я­щие и будущие.

«Теперь чело­ве­че­ство обре­ло душев­ный мир, при­ми­ре­ние с Богом, радость бли­зо­сти к Небес­но­му Отцу. Ибо так воз­лю­бил Бог мир, что отдал Сына Сво­е­го Еди­но­род­но­го, дабы вся­кий веру­ю­щий в Него не погиб, но имел жизнь веч­ную. Ибо не послал Бог Сына Сво­е­го в мир, что­бы судить мир, но что­бы мир был спа­сен чрез Него», — гово­рит нам Апо­стол (Ин. 3, 16 – 17). Вос­кре­се­ни­ем откры­ты вра­та Цар­ствия Небес­но­го, и мир спа­сен. Хри­стос вос­крес — зна­чит, у всех нас появи­лась надеж­да на наше вос­кре­се­ние и жизнь веч­ную. Как радост­но осо­зна­вать себя не сво­и­ми, а Божи­и­ми! Как теп­ло ощу­щать в душе сво­ей бла­го­дать истин­ной веры!

Когда мы гово­рим сло­ва Сим­во­ла веры: «Чаю вос­кре­се­ния мерт­вых и жиз­ни буду­ще­го века», то мы веру­ем и испо­ве­ду­ем, что жизнь чело­ве­ка физи­че­ской смер­тью не закан­чи­ва­ет­ся. Под­во­дит­ся итог толь­ко вре­мен­ной, сует­ной, тлен­ной зем­ной жиз­ни. Через смерть тела про­хо­дит каж­дый чело­век. Это рож­де­ние новое. И это есть нача­ло бес­смерт­ной, веч­ной, без­бо­лез­нен­ной и совер­шен­ной жиз­ни. Дове­ря­ем мы вели­чай­ше­му сви­де­тель­ству Вос­кре­се­ния Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, а пото­му наде­ем­ся на вос­кре­се­ние наших люби­мых, род­ных, близ­ких. Радость вели­кая — Спа­си­тель вос­крес! Бог, вос­кре­ша­ю­щий мерт­вых, с нами все­гда, во все дни до скон­ча­ния века (Мф. 28, 20)!

Серд­це веру­ю­ще­го в Вос­кре­се­ние чело­ве­ка, чистое, сми­рен­ное, чуж­дое тще­сла­вия и коры­сти, в эти свет­лые дни оза­ря­ет пас­халь­ная радость, про­пи­тан­ная все­по­беж­да­ю­щей, жерт­вен­ной любовь Гос­по­да наше­го Иису­са Христа.

Каж­дый из нас может быть про­све­щен Духом. Толь­ко неже­ла­ю­ще­го истин­ный Свет не кос­нет­ся. Свя­той Иоанн Пред­те­ча сви­де­тель­ство­вал о Хри­сте. В чем же выра­жа­лось вели­чай­шее сви­де­тель­ство его? Покай­тесь, ибо при­бли­зи­лось Цар­ство Небес­ное (Мф. 3, 2). Про­по­ведь Иоан­на пора­жа­ла, застав­ля­ла тре­пе­тать чело­ве­че­ские серд­ца. И при­зыв этот был услы­шан мно­ги­ми. Вот как бы про­ро­че­ству­ет свя­той Иоанн: «Гос­подь при­бли­зил­ся, как мож­но ско­рее исправь­тесь, при­ве­ди­те души свои в соот­вет­ству­ю­щий бла­го­дат­ной встре­че вид!»

Хри­стос вос­крес! Чем мы встре­ча­ем Свя­тую Пас­ху Гос­под­ню? Как часто изоби­лие празд­нич­ных сто­лов наших усту­па­ет чис­лу совер­шен­ных во сла­ву Вос­крес­ше­го Спа­си­те­ля доб­рых дел, изоби­лию веры и молит­вен­но­го подви­га? Имен­но к нам таким совре­мен­ным обра­щен древ­ний при­зыв Иоан­на Кре­сти­те­ля: «Покай­тесь!» Мир не может не услы­шать сви­де­тель­ство того, кто был гла­сом вопи­ю­ще­го в пустыне (Ин. 1, 23).

Доро­гие мои! Мы с вами в эти бла­го­дат­ные, свет­лые, про­ни­зан­ные пас­халь­ной радо­стью дни явля­ем­ся сви­де­те­ля­ми и испо­вед­ни­ка­ми веры во Хри­ста Вос­крес­ше­го. «Хри­стос вос­кре­се!» — эти сло­ва напол­не­ны тор­же­ством, бла­го­дар­но­стью и лико­ва­ни­ем, надеж­дою, любо­вью — чув­ства­ми, с кото­ры­ми шли жены-миро­но­си­цы от опу­стев­ше­го Гро­ба, что­бы воз­ве­стить всем людям небес­ную радость.

На нашей греш­ной зем­ле нет ниче­го выше этой вели­кой радо­сти, ибо воис­ти­ну вос­кре­се Хри­стос! Аминь

Насто­я­тель Свя­то-Николь­ско­го хра­ма в Телу­ше, про­то­и­е­рей Сер­гий ИвановНаш сайт https://otecserg.ru Духов­ная жизнь и молит­ва в Телуше. Тел/viber: +375 29 6760598 

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Печать
Вам также могут понравиться
guest

0 комментариев
старым
новым рейтингу
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: