Сайт о Бобруйске и бобруйчанах

Праздник изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня празднуется 14 августа, Медовый Спас, Успенский Пост

По при­чине частых болез­ней, издрев­ле утвер­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле обы­чай изно­сить Чест­ное Дре­во Кре­ста на доро­ги и ули­цы для освя­ще­ния мест и во исце­ле­ние. Нака­нуне 14 авгу­ста, выно­си­ли его из цар­ской сокро­вищ­ни­цы, пола­га­ли на свя­том Пре­сто­ле хра­ма Свя­той Софии — Пре­муд­ро­сти Божи­ей. С насто­я­ще­го дня и далее до Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, тво­ря молеб­ны по все­му горо­ду, пред­ла­га­ли его потом наро­ду для покло­не­ния. Это и есть про­ис­хож­де­ние Чест­но­го Креста.

В Рус­ской Церк­ви этот празд­ник соеди­нил­ся с вос­по­ми­на­ни­ем Кре­ще­ния Руси 14 авгу­ста 988 года. В «Ска­за­нии дей­ствен­ных чинов 1627 года» дает­ся такое объ­яс­не­ние празд­ни­ка: “А на про­ис­хож­де­ние в день Чест­но­го Кре­ста быва­ет ход освя­ще­ния ради вод­но­го и про­све­ще­ния ради люд­ско­го, по всем гра­дам и весем”.

По при­ня­то­му ныне в Рус­ской Церк­ви чину малое освя­ще­ние воды 14 авгу­ста совер­ша­ет­ся до или после Литур­гии. Вме­сте с освя­ще­ни­ем воды совер­ша­ет­ся освя­ще­ние меда.

Празд­ник изне­се­ния Чест­но­го Кре­ста уста­нов­лен в день пер­во­го авгу­ста ста­ро­го сти­ля в Гре­ции и в Рос­сии одно­вре­мен­но. При­чи­на его уста­нов­ле­ния была сле­ду­ю­щая. Царю Ману­и­лу и кня­зю Андрею, нахо­див­шим­ся меж­ду собою в мире и брат­ской люб­ви, слу­чи­лось в один и тот же день вый­ти на вой­ну: пер­во­му из Кон­стан­ти­но­по­ля на сара­ци­нов, и вто­ро­му из Росто­ва на бол­гар. Гос­подь Бог даро­вал им пол­ную побе­ду над вра­га­ми: царь гре­че­ский одо­лел сара­цин, а князь Андрей Бого­люб­ский побе­дил бол­гар и поко­рил их себе, обра­тив в сво­их данников.

Когда Андрей шел на вой­ну, то имел обы­чай брать с собою ико­ну Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы, дер­жа­щей на руках Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, и изоб­ра­же­ние Чест­но­го Кре­ста Хри­сто­ва, кото­рый носи­ли сре­ди вой­ска два свя­щен­ни­ка. Перед самым выступ­ле­ни­ем он воз­но­сил ко Хри­сту и Бого­ма­те­ри усерд­ные слез­ные молит­вы и при­об­щал­ся Боже­ствен­ных Таин Хри­сто­вых. Этим непо­бе­ди­мым ору­жи­ем он воору­жал­ся более, неже­ли меча­ми и копья­ми, и на помощь Все­выш­не­го наде­ял­ся более, неже­ли на храб­рость и чис­лен­ность сво­е­го войска.

Сво­их вои­нов князь так­же побуж­дал к молит­вам и при­ме­ром соб­ствен­ных бла­го­го­вей­ных молитв, и пря­мым пове­ле­ни­ем, и все, пав­ши на коле­ни, со сле­за­ми моли­лись пред ико­ною Пре­чи­стой Бого­ро­ди­цы и Чест­ным Кре­стом Христовым.

После усерд­ной молит­вы все при­кла­ды­ва­лись к Кре­сту и без­бо­яз­нен­но шли на вра­гов: Гос­подь содей­ство­вал им силою крест­ною и Пре­чи­стая Бого­ро­ди­ца ока­зы­ва­ла им помощь, хода­тай­ствуя за них пред Богом.

Посто­ян­но дер­жась тако­го обы­чая пред каж­дым сра­же­ни­ем, вели­кий князь не изме­нил ему и пред бит­вою про­тив бол­гар: он вышел, имея, подоб­но царю Кон­стан­ти­ну в древ­ние вре­ме­на, впе­ре­ди вой­ска Крест Гос­по­день. Высту­пив на поле сра­же­ния с бол­га­ра­ми, рус­ская рать обра­ти­ла послед­них в бег­ство и, пре­сле­дуя их, захва­ти­ла пять городов.

Когда же воз­вра­ти­лись после бит­вы с невер­ны­ми в свой стан, то уви­де­ли, что от ико­ны Бого­ма­те­ри с Мла­ден­цем-Хри­стом исхо­дят свет­лые, подоб­ные огнен­ным, лучи, оси­я­ва­ю­щие всё вой­ско. Див­ное зре­ли­ще еще более воз­бу­ди­ло в вели­ком кня­зе дух муже­ства и надеж­ды, и он сно­ва обра­тил свои пол­ки в пого­ню за бол­га­ра­ми; он сжег боль­шин­ство горо­дов их, поло­жив на уце­лев­шие дань, и опу­сто­шил всю зем­лю; после этой побе­ды вели­кий князь воз­вра­тил­ся с тор­же­ством домой.

Гре­че­ский царь Ману­ил, вышед­ший со сво­им вой­ском про­тив сара­цин, в тот же имен­но день видел так­же подоб­ное чудо, – исхож­де­ние от нахо­див­шей­ся вме­сте с Чест­ным Кре­стом сре­ди вой­ска ико­ны Пре­чи­стой Бого­ро­ди­цы со Спа­си­те­лем лучей, осе­ня­ю­щих весь полк, и в этот день он побе­дил сарацин.

Царь и князь сооб­щи­ли, воз­да­вая сла­ву Богу, осо­бы­ми посла­ни­я­ми друг дру­гу об одер­жан­ных с помо­щью Божи­ею побе­дах и о чудес­ном сия­нии, исхо­див­шем от ико­ны Спа­си­те­ля. По сове­ща­нии со ста­рей­ши­ми епи­ско­па­ми, в знак бла­го­да­ре­ния Хри­сту Спа­си­те­лю и Его Пре­чи­стой Мате­ри, они уста­но­ви­ли празд­ник в пер­вый день авгу­ста (ста­рый стиль).

В вос­по­ми­на­ние же силы крест­ной, воору­жив­шись кото­рой они побе­ди­ли вра­гов, пове­ле­ли изно­сить свя­щен­ни­ку из алта­ря Чест­ный Крест и пола­гать его сре­ди церк­ви для покло­не­ния и лобы­за­ния его хри­сти­а­на­ми и для про­слав­ле­ния рас­пя­то­го на кре­сте Гос­по­да Иису­са Христа.

Епи­ско­пы пове­ле­ли совер­шать в этот день освя­ще­ние воды, отче­го и празд­ник полу­чил свое назва­ние – изне­се­ния Чест­но­го Кре­ста, пото­му что Чест­ный Крест тор­же­ствен­но вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ми ико­на­ми выно­сит­ся на реки, коло­де­зи и источники.

В совре­мен­ной прак­ти­ке бого­слу­же­ния неча­сто совер­ша­ет­ся Крест­ный ход на источ­ни­ки. Одна­ко, мы все­гда выно­сим Крест для покло­не­ния на сере­ди­ну хра­ма и народ зем­но ему кла­ня­ет­ся, в надеж­де исце­ле­ния или реше­ния дру­гих про­блем с Божьей помощью.

Посколь­ку нет борь­бы сей­час с вра­га­ми супо­ста­та­ми внеш­ни­ми, то все­гда есть брань внут­рен­няя, посколь­ку лука­вый соблаз­ня­ет с помо­щью раз­жи­га­ния в нас стра­стей, ста­ра­ясь погу­бить души для веч­но­сти. Для защи­ты от поги­бе­ли мы с верою осе­ня­ем себя крест­ным зна­ме­ни­ем, бла­го­го­вей­но при­кла­ды­ва­ем­ся к Кресту.

В хра­ме в этот празд­ник совер­ша­ет­ся обще­ствен­ное бого­слу­же­ние Литур­гия, поми­на­ют­ся ваши запис­ки о здра­вии и о упо­ко­е­нии, освя­ща­ет­ся молеб­ным пени­ем вода, бла­го­слов­ля­ет­ся и окроп­ля­ет­ся свя­той водой мед. С это­го дня начи­на­ет­ся Успен­ский двух­не­дель­ный пост по стро­го­сти при­рав­нен в Вели­ко­му Посту.

Пост дает­ся нам мате­рью Цер­ко­вью как упраж­не­ние для воз­дер­жа­ния над изли­ше­ства­ми. Совре­мен­ный мир все себе поз­во­ля­ет, а сам чело­век ни в чем себе не отка­зы­ва­ет. Прак­ти­че­ски это мож­но назвать без­ду­хов­но­стью, посколь­ку отсут­ству­ет эле­мен­тар­ная или мини­маль­ная аске­ти­ка, что полез­но было бы душе и телу.

Пост досту­пен всем. И поле­зен всем. Воз­дер­жа­ние на всё полез­но, учит нас Апо­стол. Поэто­му учим уро­ки сего дня, учим­ся у наших бла­го­че­сти­вых пред­ков, по вере и молит­ве кото­рых тво­ри­лись вели­кие дела. Аминь.

Насто­я­тель Свя­то-Николь­ско­го хра­ма в Телу­ше про­то­и­е­рей Сер­гий Иванов

ЭКОНОМИССА ТЕЛУШАНСКАЯ ЧУДОТВОРНАЯ https://invite.viber.com/?g2=AQAFf%2FvH7JJZBlBATuKBdwxdv4wmRbv7LJncL1oOkaW2Nq%2FAIItbuew%2BPkARhopf

ЗАКАЗАТЬ СЛУЖБУ СЕЙЧАС https://invite.viber.com/?g2=AQBDniWEMN4vHFBAlYo27%2Fe5ASOapXqbcW3%2FfEA3qeEZ6OCokNdgWXKaVpJNpIkt

Свя­то-Николь­ский храм: https://t.me/nikolskiihram

Духов­ность и биз­нес: https://t.me/duhibiz

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Печать
Вам также могут понравиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Уведомлять меня о
guest

0 комментариев
старым
новым рейтингу
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: