В редакцию TUT.BY Рома Гасымов и Артем Стешенко, выпускники гимназии № 3 города Бобруйска, написали сами. Парни неплохо сдали ЦТ, набрали 359 и 366 баллов соответственно, но ни в какой белорусский вуз свои сертификаты они не понесут, пишет TUT.BY. Они уезжают учиться в Россию и своим примером хотят обратить внимание на важные, как им кажется, проблемы вступительной кампании в Беларуси. Спойлер — это никак не связано с нашумевшим подсчетом баллов на тестировании.
В конце августа Рома и Артем на четыре года переезжают в Москву, чтобы учиться в Высшей школе экономики, направление — бизнес-информатика. В вуз они поступили с помощью Международной олимпиады молодежи, которую проводил университет. Учиться будут бесплатно, жить в общежитии. Стипендия, говорят, им тоже полагается, но символическая: «долларов 20−30».
— На первых курсах финансово помогут родители, а потом надеюсь найти работу, — говорит Роман. — На дне открытых дверей в ВШЭ говорили, что работодатели ценят наш вуз, поэтому с 3−4 курса примерно половина ребят уже устраиваются по специальности.
Из Бобруйска до Москвы ходит прямая маршрутка. Добираться удобно, но это 10 часов пути. Ни Рома, ни Артем так далеко от родителей еще не жили, поэтому, уезжать или пробовать поступать в Беларуси, думали долго. Даже на ЦТ сходили, но все же решили не рисковать.
— Знания, которые мы получим в ВШЭ, будут на уровне БГУ, — рассуждает Артем. — Вот только в Москве мы уже поступили, а пройдем ли в БГУ на те специальности, куда хотим, гарантий нет.
— Поступление — та ситуация, в которой не хочется тянуть до последнего, — рассказывает Рома. — В начале 11 класса мы стали думать, есть ли способ поступить в вуз, кроме как по ЦТ. Интернет подсказал только республиканскую олимпиаду. А потом выдал немало ссылок, как с помощью олимпиад поступить в российские университеты. Оказалось, там есть не только большая Всероссийская олимпиада, но и практика, когда престижные вузы проводят свои олимпиады. Победители становятся студентами. Участвовать в них могут и россияне, и иностранцы. Причем нам, чтобы участвовать, не пришлось даже выезжать из Беларуси.
Такая практика, уверены ребята, дает человеку больше шансов стать студентом, потратить на поступление меньше нервов и при этом ощущать: вуз заинтересован в тебе не меньше, чем ты в вузе.
— В итоге толковые ребята уезжают, — делится мнением Артем. — В нашем классе, например, 24 человека, семеро по олимпиадам поступили в Россию, — приводит пример собеседник и переходит к своей истории. — В начале года мы с Ромой посмотрели, какие крупные российские вузы проводят олимпиады. Выбрали университеты, которые нам интересны, сделали онлайн-этап — и везде перешли в следующий тур. Дальше из четырех выбрали два вуза, приехали в Минск, написали очный этап — и уже зимой узнали, что без экзаменов проходим в Высшую школу экономики и Московский физико-технический институт. Остановились на ВШЭ.
— В Беларуси вы тоже могли получить диплом республиканской олимпиады и поступить на бюджет без экзаменов.
— У нас всего одна олимпиада, а значит, у человека есть только один шанс, — говорит Артем. — Я участвую в наших олимпиадах с 8 класса. В 11-м, например, на области получил по математике диплом III степени. Вроде бы выступил неплохо, но на республику не прошел. В итоге, чтобы поступить, у меня остается только вариант ЦТ. Это еще не самое обидное. А каково ребятам, которые дошли до республики и там ничего не заняли? У них впереди три тестирования и примерно два месяца на подготовку.
— Все честно: главный приз получает сильнейший. А тот, кто готовился к олимпиаде, скорее всего, сдаст ЦТ по своему предмету баллов на 90.
— Чтобы нормально выступить на республике, нужно очень много знать по своему предмету. В итоге чаще всего в 11 классе человек учит только его. А ЦТ — три. Два остальных тестирования человек может легко завалить. Так пару лет назад случилось с нашим другом, олимпиадником по математике. Он был не уверен, что сдаст тестирование по языку и физике. Прошел одну из российских олимпиад и уехал.
— Конечно, есть и другие примеры. Когда олимпиадники нормально пишут ЦТ и становятся студентами. Но мы опять приходим к тому, что поступить можно только с помощью тестирования, — слово за Ромой. — К тому же даже неплохие баллы не гарантируют человеку поступление. В этом году моя сестра набрала на ЦТ 366 баллов и поступает в БГУ. На специальности, которую она выбрала, в 2018-м проходной был 364. Кто даст гарантии, что ее результата хватит? Она, как и мы, прошла в ВШЭ по олимпиаде, но решила учиться в Беларуси, сейчас переживает. А мы с Артемом спокойны.
— Есть еще одна проблема. Почти во всех вузах Беларуси ты можешь подать документы только на один факультет, — продолжает тему Артем. — В последний день приема на бюджет после 15.00 информация на онлайн-табло не обновляется. Хотя документы еще продолжают принимать. Как в итоге может измениться ситуация с баллами, непонятно. Кто гарантирует, что человек не окажется ни с чем?
— Что вы предлагаете?
— Конечно, Беларусь не такая большая, как Россия, у нас не так много абитуриентов. Но, возможно, кроме республиканской олимпиады стоит придумать еще какую-то олимпиаду или конкурс, который давал бы человеку возможность поступить без экзаменов. Все же так у абитуриента появляется право выбора, — делится идеями Артем. — Чтобы избежать коррупции, курировать это могут, например, не сами университеты, а РИКЗ.
— Или второй вариант, — дополняет Рома. — Чтобы без экзаменов в вузы могли поступать все, кто дошел до республики, а не только победители. Все-таки до этого этапа обычно доходят очень сильные ребята. И тогда в панике «вдруг я завалю ЦТ и придется год сидеть дома», человек, скорее всего, не станет искать вариант поступления в другой стране.
— Какой тогда смысл соревноваться на республике, если победители — все?
— Может возникнуть проблема, что все участники республиканской олимпиады, например, по математике, пойдут в один вуз на одну специальность, — слово за Артемом. — В итоге тем, кто поступает по ЦТ, не хватит мест. Как нам кажется, на республике выпускники, как и сейчас, должны соревноваться, получать дипломы. И в зависимости от степени диплома получать возможность поступить в определенное количество вузов. А если случится так, что университет не устраивает, абитуриент может сдать ЦТ и попробовать поступить в другой вуз. Но в любом случае человек знает: у него есть запасной вариант.
— А сами вы почему сдавали ЦТ?
— В жизни всякое бывает, почему бы не иметь вариант-страховку? — задается вопросом Рома. — О том, что я поступил в российский вуз, я узнал в январе. А с репетитором стал заниматься с 10 класса. Было интересно, сколько смогу набрать. Да и новую систему подсчета баллов хотелось попробовать. Кстати, с ней появилась и еще одна проблема. Сейчас сильно возрастает роль аттестатов. Но не всегда оценки в нем соответствуют реальным знаниям.
— Нам кажется, что у нас, как и в России, нужно совместить ЦТ и школьные экзамены, — делится мнением Артем. — Чтобы к тестированию ребята готовились на уроках, а не с репетиторами. Тогда на занятия люди будут приходить за знаниями, а не за отметками.
— После учебы в Беларусь вернетесь?
— Сложно планировать, когда впереди четыре года учебы, — рассуждает Артем. — Мы решили уезжать и, наверное, уже останемся там после вуза. Все же найти работу в Москве проще, чем в Беларуси.
— Еще момент: после того как получим диплом, нам не придется отрабатывать распределение, — уточняет Рома. — Хотя сейчас и в Беларуси многие студенты находят хорошую работу и вуз в итоге их туда отправляет. Но все равно приятно, что после университета ты ни к чему не привязан. И можешь, если хочешь, спокойно поступать в магистратуру за границу.