Даже Рыбка заступилась: жители Бобруйска в шоке от работы «усыпалки»
Больше года волонтеры бобруйского объединения защиты животных «Добродетель» борются за то, чтобы условия содержания и усыпления бродячих животных в местной «усыпалке» стали более гуманными. По словам зоозащитников, на предприятии усыпляют собак мучительной смертью — им вкалывается препарат, который обездвиживает животное. А котам едва ли не просто откручивают головы.
Так ли это на самом деле — Sputnik разбирался в проблеме.
SOS от Насти Рыбки
Бобруйчане называют «Спецавтопредприятие», отвечающее за отлов бездомных животных, «усыпалкой». И стараются обходить его стороной. Говорят, оттуда нередко слышен вой и скулеж собак. Животные, попадая в вольеры, не лают, а скулят, чувствуя дыхание смерти.
В соцсетях группы полны сообщениями о брошенных животных. Волонтеры со словами «SOS» и «ПОМОГИТЕ» просят людей взять на передержку или забрать собаку или кота из «усыпалки», иначе «их ждет мучительная смерть».
Даже известная скандалистка и соблазнительница олигархов Настя Рыбка на своей странице в соцсети разместила сообщение, в котором поделилась: мол, ей рассказали, что тут собак усыпляют лопатой «по бедности, разворованности и бессердечию».
Животные замерзали на бетонном полу
Бобруйчанка Ирина Ковалерова больше года работает руководителем объединения защиты животных «Добродетель». И все это время пытается добиться гуманизации усыпления животных на «Спецавтопредприятии», именуемом в народе «усыпалкой» или БАК САП.
Ирина отмечает, что поначалу здесь не было даже элементарных условий содержания собак. Животные обитали в уличных вольерах с бетонным полом. Раньше там ничего даже не подстилали. Собаки просто примерзали к полу на морозе после того, как ходили в туалет.
Щенки вообще замерзали от холода — в вольерах не было предусмотрено будок.
«Хотя у них на сайте написано, что вольеры оборудованы утепленными будками. Щенки просто замерзают, потому что им даже некуда спрятаться», — жалуется Ковалерова.Зоозащитники добились того, чтобы пол в вольерах утеплили ковриками. Но это только часть проблемы.
Мучительная смерть
Самый болезненный вопрос — усыпление животных. Волонтеры «Добродетели» не раз заявляли, что из экономии котам и щенкам в «усыпалке» откручивают головы.
А собакам, по их словам, дают препарат Т-61, после чего животное находится в сознании, но не может двигаться и умирает от удушья — мучения растягивают на час.
В европейских странах применение Т-61 запрещено, а Общество защиты животных Соединенных Штатов относит его к жестоким методам умерщвления. Однако ряд государств, включая Беларусь, продолжает его официально практиковать.
По рекомендациям Всемирного общества защиты животных, использовать препарат Т-61 можно только вкупе со снотворным. Так животное умирает хотя бы без страданий.
Но, как отмечает Ковалерова, по ее сведениям, в БУК САП этого не делают, возможно, из-за экономии.
«Раньше нашим волонтерам рассказывали в БУК САП, что перед уколом Т-61 они не кололи обезболивающее. Они экономят», — отмечает председатель «Добродетели».Волонтеры еще несколько лет назад обращались по этому вопросу в местные органы власти. Но доказать факт нарушения не смогли, так как не присутствовали во время этой процедуры. В итоге их обращение проигнорировали.
Пропала собака
В «Добродетель» перед Новым годом поступила жалоба от жителей улицы Ульяновская, которые стали свидетелями жестокого отлова животных. Разбушевавшихся котов сотрудники БУК САП «со всей дури» били об асфальт в мешке.
На работу «Спецавтопредприятия» не раз жаловались и владельцы собак — при отлове в вольеры попадали домашние псы с ошейником и биркой с адресом. При этом сотрудники БУК САП не искали хозяев, утверждают в «Добродетели».
«У одной собачки в капсуле была записка с текстом: «Я инвалид 2-й группы. Собака находится на самовыгуле. Кличка Джесси, не агрессивная, домой возвращается». И номер телефона. Однако «Спецавтопредприятие» не потрудилось разыскать хозяев, хотя обязано», — рассказывает Ирина.Зоозащитники бьют тревогу: они убеждены, что в некоторых случаях собак пытаются даже утаить от хозяев.
В Бобруйске пропала длинношерстная немецкая овчарка, вспоминает Ковалерова. Животное искали очень долго. Хозяева даже обещали большое вознаграждение. Через три месяца собака попала в БУК САП.
«Животное увидела наш волонтер. Со слов хозяйки, когда она приехала в БУК САП, ее не хотели пускать, сказав, что такой собаки у них нет. Если бы не фото волонтера, пленника не спасли бы. Когда я задала вопрос бывшему директору «Спецавтопредприятия», почему он не выставил фотографию собаки на сайт БУК САП, чтобы хозяин нашелся, он ответил с улыбкой, что мол, может, продать хотел», — добавляет Ковалерова.Не будет собак — не будет и премии
Ирина Ковалерова лично слышала от ветврача предприятия, что от количества убиенных животных зависит его премия.
«Он даже мне сказал: «Остановлюсь месяца на три — у меня прогрессивки нет». Премия ему идет», — пояснила председатель общества.А недавно в руках волонтеров оказалось видео, на котором видно, как в холодильник грузят множество трупов собак. Зоозащитники задались вопросом: «Откуда они взялись?», ведь почти всех они выкупают.
Внутренние дела
Sputnik обратился к директору «Спецавтопредприятия» Александру Шостаку, чтобы уточнить данные о премиях и нормах, на что он ответил:
«Это не их (волонтеров — Sputnik) дело, какие у нас есть нормы. Их дело — выхаживать животных, забирать у нас, находить новых владельцев, кормить. Пускай они в наши внутренние экономические дела не лезут».
Шостак подтвердил, что для усыпления животных используется Т-61, но добавил, что вкупе с миорелаксантом «Зооксилазином».
«Мы применяем оба препарата. У нас есть все документы, что мы этот препарат приобретаем, расходуем, списываем», — сказал директор предприятия.«Они (волонтеры — Sputnik) высказывают личное мнение. На их взгляд, происходит какая-то жестокость. А на моей взгляд, происходит какая-то регуляция численности безнадзорных животных», — заключил он.Чувствуя смерть
Александр Шостак на предприятии работает недавно. Волонтеры надеются, что им удастся найти общий язык и научиться «с достоинством относиться к тем, кто слабее нас».
Зоозащитники выступают за то, чтобы на территории спецпредприятия появились камеры видеонаблюдения, а ЖЭСы вели электронную базу зарегистрированных животных. Ведь сейчас, чтобы узнать, к какому адресу прикреплен найденный пес, имея на руках жетон с номером его регистрации, нужно обзвонить все эти организации.
Но самое главное — содержание животных и их смерть должны быть гуманными.
«Но вы представьте, через что животному приходится пройти. Сначала его удавкой ловят на улице, потом забрасывают в темную клетку. Это мы не чувствуем, а собака слышит смерть. Она слышит, как плачет в соседнем вольере другая собака, которую берут на удавку, чтобы вычистить вольер, или когда ее отправляют на смерть», — говорит Ирина.«Недавно мы пришли в БУК САП за девочкой-кавказцем. Они не огрызалась, не рычала. Она просто выла. Повсюду чувствовала смерть. Этот вой стоял, хотя мы пришли ее спасти», — добавляет она.