Сайт о Бобруйске и бобруйчанах

Ольга Андреевская (Челнова) – рижский модельер из пятнадцатого училища

Когда Оль­га Чел­но­ва, уча­щей­ся 85 гр. худо­же­ствен­но­го учи­ли­ща № 15 г. Боб­руй­ска при­хо­ди­ла на заня­тие в новом наря­де, учи­ли­ще в этот день, мож­но ска­зать, пре­кра­ща­ло свою рабо­ту. Потом, когда Оль­га, отучив­шись, ста­ла масте­ром «пят­наш­ки», – эта ситу­а­ция повто­ря­лась с регу­ляр­ной последовательностью…

Оль­га. Рису­нок Рус­ла­на Прощенко

Пом­ню, как-то еха­ла в трол­лей­бу­се, и, когда он свер­нул на Мин­скую, воз­ник­ло ощу­ще­ние, что он стал накло­нять­ся на одну сто­ро­ну: пас­са­жи­ры сало­на нача­ли пере­хо­дить к про­ти­во­по­лож­ным окнам, гля­дя на что-то за ними. После­до­вав за все­ми, я уви­де­ла Олю. Это была не про­сто Оля Чел­но­ва, а – облож­ка жур­на­ла «Бур­да Моден». Не меньше!

А мог­ло ли быть ина­че? Пер­вой ее книж­кой в дале­ком лат­вий­ском дет­стве был жур­нал мод. Оли­на бабуш­ка была порт­ни­хой. Сама Оль­га это­му реме­с­лу нико­гда не учи­лась, шила по наитию.

Но – мы все родом из дет­ства. И Оли­на био­гра­фия – тому яркое подтверждение.

Теперь, когда Оля Чел­но­ва уже бабуш­ка, и мы вспо­ми­на­ем дела дав­но минув­ших дней, она гово­рит: «Я нико­гда не стре­ми­лась эпа­ти­ро­вать пуб­ли­ку, меня вол­но­вал образ, хоте­лось ему соответствовать».

Знания надо постоянно пополнять

Прак­ти­че­ски все моло­дые масте­ра худо­же­ствен­но­го учи­ли­ща (сего­дня это кол­ледж искусств) полу­ча­ли выс­шее обра­зо­ва­ние в Мин­ске или в Витеб­ске. Ведь для того, что­бы отда­вать зна­ния дру­гим, их надо посто­ян­но попол­нять. Бес­спор­но, Витеб­ский педа­го­ги­че­ский худ­граф был важ­ной вехой в био­гра­фии. Но все же он явно не соот­вет­ство­вал ее истин­но­му при­зва­нию, пред­на­зна­че­нию. О месте Оль­ги в FASHION industry гово­ри­ло бук­валь­но всё. Это было настоль­ко очевидно!

Но, види­мо, судь­ба при­го­то­ви­ла ей совер­шен­но дру­гой марш­рут, пред­по­ла­га­ю­щий, в том чис­ле, встре­чи с раз­но­го рода твор­че­ски­ми людь­ми, кото­рые по кру­пи­це вно­си­ли свой вклад в ту Оль­гу, кото­рой она теперь ста­ла. Ведь к этим встре­чам мож­но отно­сить­ся так: каж­дый чело­век для нас – не друг и не враг, а Учи­тель, кото­рый при­зван тебя чему-то научить…

Оль­га все­гда слу­жи­ла «глав­но­му» делу, и, нахо­дясь в Витеб­ском худ­гра­фе, дела­ла это с при­су­щей ей доб­ро­со­вест­но­стью и ответ­ствен­но­стью. Как резуль­тат, спу­стя 25 лет, ее диплом­ная рабо­та все еще в музее при­клад­но­го искус­ства это­го учеб­но­го заведения.

Laipni lūdzam Rīgā

Оль­ги­но посто­ян­ное стрем­ле­ние к высо­кой моде при­ве­ло ее в Ригу. Вхож­де­ние в новую, но орга­нич­ную для нее сре­ду, нача­ла с латыш­ско­го язы­ка. Учась в шко­ле горо­да Резекне, она его изу­ча­ла, но после 15 лет нахож­де­ния в Бела­ру­си, язык «ушел», так как не было на нем обще­ния (а для хоро­ше­го его зна­ния, язы­ком надо зани­мать­ся каж­дый день).

Более глу­бо­кое изу­че­ние лат­вий­ско­го – при­да­ва­ло уве­рен­ность. Чув­ствуя себя рижан­кой, она все более и более «сов­па­да­ла» с Ригой, уже не теря­ясь в узких улоч­ках это­го горо­да. Слы­ша­ла там не толь­ко «поступь гул­ких сто­ле­тий», а и чер­па­ла вдох­но­ве­ние для созда­ния новых кол­лек­ций одежды.

Питер – он и в Риге Питер!

Посто­ян­ное стрем­ле­ние к попол­не­нию зна­ний, к само­вы­ра­же­нию себя, при­ве­ло Оль­гу в Санкт-Петер­бург­ский фили­ал уни­вер­си­те­та тех­но­ло­гии и кон­стру­и­ро­ва­ния одеж­ды, кото­рый успеш­но рабо­тал в Риге. Имен­но это учеб­ное заве­де­ние дава­ло воз­мож­ность про­фес­си­о­на­лам нало­жить питер­ский лоск на риж­ский шик. В сте­нах это­го учеб­но­го заве­де­ния она полу­чи­ла зна­ния, кото­рые само­сто­я­тель­но полу­чить было про­сто невозможно.

О серьез­но­сти это­го учеб­но­го заве­де­ния, даже в усло­ви­ях фили­а­ла, гово­рит тот факт, что неко­то­рые экза­ме­ны и защи­та диплом­ной рабо­ты была в Санкт-Петербурге.

Покорить свой Эверест!

Per Asper ad Astra (через тер­нии к звез­дам). Имен­но эти­ми сло­ва­ми мож­но оха­рак­те­ри­зо­вать один из самых слож­ных пери­о­дов в жиз­ни Ольги.

Риж­ский пери­од, когда при­хо­ди­лось рабо­тать и учить­ся – одно­вре­мен­но, был осо­бен­но труд­ным. Несколь­ко лет она спа­ла по 3 – 4 часа в сут­ки, при этом все­гда «дер­жа­ла лицо». А еще – семья… Она тре­бо­ва­ла посто­ян­но­го уча­стия, посто­ян­ной заботы.

Обще­из­вест­но, что дети учат­ся не на сло­вах, а на поступ­ках. Когда ее сын-школь­ник видел, как мама упор­но шла к сво­ей мечте, сво­ей цели, то и у него за спи­ной неволь­но вырас­та­ли кры­лья, ему тоже – в буду­щем – хоте­лось поста­вить перед собой цель и непре­мен­но достичь ее.

Сего­дня судь­ба ее сына, осо­бен­но твор­че­ская – яркое тому под­твер­жде­ние. Но для того, что­бы высто­ять, что­бы спра­вить­ся с вызо­ва­ми судь­бы, дру­го­го было не дано – нуж­но было прой­ти все эти труд­но­сти. Но этот пери­од давал воз­мож­ность позна­ко­мить­ся с собой, уви­деть и понять, на что ты спо­соб­на в момент пре­одо­ле­ния себя.

Сей­час, огля­ды­ва­ясь на прой­дён­ный путь, Оль­га пони­ма­ет, что без помо­щи выс­ших сил прой­ти его было невозможно.

Рига безвкусицы не прощает

Рига-город осо­бой атмо­сфе­ры, осо­бой внут­рен­ней жиз­ни, где ощу­ща­ет­ся пульс горо­да. И если ты «высок» в про­фес­сии, тем более отно­ся­щей­ся к инду­стрии моды, тебе надо соот­вет­ство­вать. И не опус­кать один раз высо­ко под­ня­тую планку.

Риж­ский «шик» – это то, что очень труд­но объ­яс­нить, это надо почув­ство­вать. Риж­ская ули­ца не име­ет воз­раст­но­го огра­ни­че­ния в плане моды. А зна­ко­вые меро­при­я­тия, про­во­ди­мые в горо­де, обя­за­тель­но име­ют дресс-код с зара­нее извест­ной темой. Напри­мер, в сти­ле Чика­го 30-годов , Белая вече­рин­ка, Дис­ко­те­ка 80‑х, Бра­зиль­ская вече­рин­ка и т.д.

Талула – заклинательница снов

Худож­ник-моде­льер – это чело­век, кото­рый про­сто обя­зан быть пре­дель­но вни­ма­тель­ным и наблю­да­тель­ным. Ведь имен­но от этих качеств зави­сит то, как ты смо­жешь под­ме­чать что-то, заме­чать то, что тебя окружает.

Оль­га любит путе­ше­ство­вать, пото­му что путе­ше­ствия име­ют боль­шую обра­зо­ва­тель­ную функ­цию, раз­дви­га­ют рам­ки повседневности.

Нахо­дясь в сто­ли­це Ката­ло­нии, в Бар­се­лоне, где мож­но уви­деть не толь­ко шедев­ры вели­ко­го Анто­ния Гауди, а и услы­шать фан­та­сти­че­скую музы­ку, уви­деть наци­о­наль­ные костю­мы перу­ан­ских индей­цев. Имен­но эти костю­мы с необык­но­вен­ны­ми перья­ми и застав­ля­ли вооб­ра­же­ние созда­вать что-то фан­та­сти­че­ское в буду­щей коллекции.

В Бар­се­лоне, в горо­де, где тури­сти­че­ская инду­стрия заяв­ля­ет о себе на каж­дом шагу, есть мага­зин с аксес­су­а­ра­ми перу­ан­ских индей­цев. Оля не мог­ла обой­ти его сто­ро­ной, что­бы не при­об­ре­сти перья для буду­щей серьез­ной работы.

Создан­ная Оль­гой кол­лек­ции была с блес­ком пока­за­на в Юрма­ле, – в горо­де, кото­рый явля­ет­ся местом про­ве­де­ния все­мир­но извест­ных кон­цер­тов и фести­ва­лей. А перья перу­ан­ских индей­цев смот­ре­лись как вишен­ка на торте.

Успеш­ный показ дал воз­мож­ность про­де­мон­стри­ро­вать ее твор­че­ство еще в Вентс­пил­се и в Вальмиере.

Любая кол­лек­ция – это часть тебя. Она все­гда очень точ­но отра­жа­ет тот уро­вень, на кото­ром ты нахо­дишь­ся в дан­ный момент; она не может суще­ство­вать в отры­ве от ее создателя.

Под небом Парижа

Кол­лек­ция одеж­ды «Под небом Пари­жа» была очень доро­го­сто­я­щей, кол­лек­ци­ей, где каж­дая ее деталь дово­ди­лась до пре­дель­но­го совер­шен­ства; кол­лек­ци­ей, где рабо­тал Закон детали.

Ее показ шел на фоне песен Алек­сандра Вер­тин­ско­го. Их испол­ня­ла опер­ная певи­ца, что доволь­но точ­но пере­да­ва­ло атмо­сфе­ру Пари­жа, кото­рый при­ютил первую вол­ну рус­ских эми­гран­тов. В Пари­же в те годы было око­ло 80 тысяч эми­гран­тов из Рос­сии, кото­рые рас­тво­ри­лись в нем, в этом мно­го­мил­ли­он­ном горо­де, – как кап­ля в море. Их мода, отра­жа­ю­щая печаль и досто­ин­ство рус­ско­го дво­рян­ства, все еще сохра­няв­ше­го в себе высо­чай­шую куль­ту­ру того вре­ме­ни, орга­нич­но впле­та­лась в общую кан­ву заду­ман­но­го проекта.

С Парижем отношения особые

Осо­бые отно­ше­ния с горо­дом-празд­ни­ком, кото­рый все­гда с тобой, сло­жи­лись и у Оль­ги, хотя она ни разу не была в Пари­же. Ее пер­вая заоч­ная «встре­ча» с ним про­изо­шла совер­шен­но необычно.

Попу­ляр­ный рос­сий­ский жур­нал по вяза­нию спи­ца­ми и крюч­ком «Ирэн» объ­явил необыч­ный кон­курс. По его усло­вию, нуж­но было свя­зать изде­лие из ниток Anny Blatt. Это экс­клю­зив­ная тор­го­вая мар­ка дизай­нер­ской пря­жи. Жур­нал «Ирэн», посвя­щен­ный евро­пей­ской «вязан­ной» моде и пред­став­ля­ю­щий на сво­их стра­ни­цах ори­ги­наль­ные, уни­каль­ные раз­ра­бот­ки моде­лье­ров и дизай­не­ров с миро­вым име­нем, про­во­дил очень жест­кий отбор.

11 моде­лей, кото­рые вошли в Топ самых луч­ших, были отправ­ле­ны в Париж. Оль­ги­но изде­лие заня­ло на этом кон­кур­се вто­рое место. В каче­стве при­за она полу­чи­ла нит­ки Anny Blatt на сум­му 1000 евро и годо­вую под­пис­ку жур­на­ла «Ирэн».

Состязательность – в самой природе человека

Чув­ствуя это каче­ство в себе, Оль­га все­гда охот­но при­ни­ма­ет уча­стие во все­воз­мож­ных кон­кур­сах, пока­зах. Еще в сту­ден­че­ские годы для нее было очень важ­но – сде­лать рабо­ту пол­но­стью само­сто­я­тель­но, не при­бе­гая к чьей-либо помощи.

Чело­век, с кото­рым ты боль­ше все­го сорев­ну­ешь­ся, – это ты сам.

Так, участ­вуя в очень пре­стиж­ном Меж­ду­на­род­ном кон­кур­се моло­дых дизай­не­ров «Адми­рал­тей­ская игла», Оль­га вошла в Топ-10 луч­ших участ­ни­ков. Этот кон­курс явля­ет­ся ярким собы­ти­ем в мире моды Санкт-Петер­бур­га и всей России.

На неде­ле моды «Baltic Fashion Week», где были пред­став­ле­ны мест­ные дизай­не­ры и гости, Оль­га полу­чи­ла спе­ци­аль­ный приз неза­ви­си­мой комиссии.

Мир шляпы

С неза­па­мят­ных вре­мен Оль­га име­ла у себя в гар­де­робе и демон­стри­ро­ва­ла кол­лек­цию сво­их голов­ных убо­ров. Еще в сту­ден­че­ские годы она чув­ство­ва­ла в этом голов­ном убо­ре осо­бое зву­ча­ние, пони­ма­ла, что имен­но изящ­ная шля­па явля­ет­ся заклю­чи­тель­ной точ­кой в тво­ем наря­де и может кар­ди­наль­но изме­нить внеш­ний облик. Поз­же Оль­га раз­ра­бо­та­ла свои тех­но­ло­гии голов­но­го убо­ра, кото­рые успеш­но исполь­зу­ет при поши­ве в сво­ем салоне.

Это зву­чит фан­та­сти­че­ски, но, тем не менее, имен­но в Риге, в горо­де, кото­рый име­ет осо­бое отно­ше­ние к моде, срав­ни­тель­но недав­но, в 2014 г., появил­ся уни­каль­ный музей. Этот музей как бы под­твер­дил Оль­ги­ны мыс­ли о важ­но­сти голов­но­го убо­ра в гар­де­робе чело­ве­ка. Его создал Кирилл Баба­ев, извест­ный уче­ный-линг­вист, восто­ко­вед, этно­граф и путе­ше­ствен­ник. Музей назы­ва­ет­ся «Мир Шляпы».

Работа над новой моделью

Рабо­та над созда­ни­ем новой моде­ли – это про­цесс твор­че­ский. Это – сов­мест­ная рабо­та худож­ни­ка-моде­лье­ра и заказ­чи­ка. Одеж­да – твоя вто­рая кожа. Когда про­ис­хо­дят внут­рен­ние изме­не­ния в чело­ве­ке, это сра­зу ска­зы­ва­ет­ся на его гардеробе.

Худож­ник-моде­льер дол­жен обла­дать зор­ким про­фес­си­о­наль­ным взгля­дом, что­бы уви­деть и тон­ко почув­ство­вать заказ­чи­ка, что­бы суметь под­черк­нуть его инди­ви­ду­аль­ность, открыть его для себя само­го, при­дав чело­ве­ку уве­рен­ность и помочь ему стать успешным.

Здесь, в уста­нов­ле­нии кон­так­та с заказ­чи­ком, для Оль­ги важ­на каж­дая деталь. А самое глав­ное: ты дол­жен к чело­ве­ку отне­стись так, как хочешь, что­бы отно­си­лись к тебе.

Созда­вая новую ори­ги­наль­ную модель, быть может, шедевр, ты дол­жен вкла­ды­вать все­го себя в свою рабо­ту, что­бы твоя рука, рука масте­ра, была в тво­ей рабо­те узна­ва­е­ма, что­бы люди без­оши­боч­но гово­ри­ли, где эта вещь была сшита.

Самое лучшее платье

На вопрос о самом луч­шем поши­том ею пла­тье – Оль­га отве­ти­ла мгно­вен­но. Это про­изо­шло пото­му, что она уже дав­но зна­ла ответ на такой вопрос: сва­деб­ное пла­тье сво­ей буду­щей невест­ке. Это пла­тье, вклю­чав­шее в себя и руч­ную рабо­ту, она созда­ва­ла в тече­ние шести меся­цев. В его созда­ние вло­жи­ла всю душу, мате­рин­скую любовь и жела­ния сча­стья моло­дым, жела­ние сде­лать из этой вещи свое­об­раз­ный обе­рег для моло­дой семьи. Шила с исполь­зо­ва­ни­ем золо­той иглы и золо­то­го наперст­ка из сво­ей кол­лек­ции. И этот про­цесс, и само пла­тье – име­ли заво­ра­жи­ва­ю­щий эффект, магию, ощу­ще­ние сказ­ки, таин­ства, вол­шеб­ства происходящего.

Вдохновитель побед – всегда рядом

Твор­че­ская рабо­та, тре­бу­ю­щая боль­шо­го внут­рен­не­го напря­же­ния, про­хо­дит намно­го успеш­нее, если есть

под­держ­ка близ­ких тебе людей. У худож­ни­ков непре­мен­но есть муза. А у Оль­ги, чело­ве­ком-вдох­но­ви­те­лем ее побед явля­ет­ся муж. Что­бы высту­пить в такой роли, нуж­но быть не про­сто очень доб­рым и силь­ным чело­ве­ком, а и иметь тон­кую душев­ную орга­ни­за­цию, кото­рая подоб­но камер­то­ну откли­ка­ет­ся на твор­че­ские поры­вы души близ­ко­го тебе человека.

Modes salons «Modes salons Olga Andrejevskа»

Если Вам дове­дет­ся бывать в Риге и вы ока­же­тесь рядом с Сало­ном мод «Olga Andrejevskа», знай­те, что он при­над­ле­жит быв­шей уча­щей­ся 85‑й груп­пы худо­же­ствен­но­го учи­ли­ща Оль­ге Чел­но­вой, чей жиз­нен­ный путь про­шел через наш город на Бере­зине, – Бобруйск.

Любовь Бидюк

Если вы нашли ошиб­ку, пожа­луй­ста, выде­ли­те фраг­мент тек­ста и нажми­те Ctrl+Enter.

Печать
Вам также могут понравиться
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Subscribe
Уведомлять меня о
guest

0 комментариев
старым
новым рейтингу
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: