Ольга Андреевская (Челнова) – рижский модельер из пятнадцатого училища
Когда Ольга Челнова, учащейся 85 гр. художественного училища № 15 г. Бобруйска приходила на занятие в новом наряде, училище в этот день, можно сказать, прекращало свою работу. Потом, когда Ольга, отучившись, стала мастером «пятнашки», – эта ситуация повторялась с регулярной последовательностью…
Помню, как-то ехала в троллейбусе, и, когда он свернул на Минскую, возникло ощущение, что он стал наклоняться на одну сторону: пассажиры салона начали переходить к противоположным окнам, глядя на что-то за ними. Последовав за всеми, я увидела Олю. Это была не просто Оля Челнова, а – обложка журнала «Бурда Моден». Не меньше!
А могло ли быть иначе? Первой ее книжкой в далеком латвийском детстве был журнал мод. Олина бабушка была портнихой. Сама Ольга этому ремеслу никогда не училась, шила по наитию.
Но – мы все родом из детства. И Олина биография – тому яркое подтверждение.
Теперь, когда Оля Челнова уже бабушка, и мы вспоминаем дела давно минувших дней, она говорит: «Я никогда не стремилась эпатировать публику, меня волновал образ, хотелось ему соответствовать».
Знания надо постоянно пополнять
Практически все молодые мастера художественного училища (сегодня это колледж искусств) получали высшее образование в Минске или в Витебске. Ведь для того, чтобы отдавать знания другим, их надо постоянно пополнять. Бесспорно, Витебский педагогический худграф был важной вехой в биографии. Но все же он явно не соответствовал ее истинному призванию, предназначению. О месте Ольги в FASHION industry говорило буквально всё. Это было настолько очевидно!
Но, видимо, судьба приготовила ей совершенно другой маршрут, предполагающий, в том числе, встречи с разного рода творческими людьми, которые по крупице вносили свой вклад в ту Ольгу, которой она теперь стала. Ведь к этим встречам можно относиться так: каждый человек для нас – не друг и не враг, а Учитель, который призван тебя чему-то научить…
Ольга всегда служила «главному» делу, и, находясь в Витебском худграфе, делала это с присущей ей добросовестностью и ответственностью. Как результат, спустя 25 лет, ее дипломная работа все еще в музее прикладного искусства этого учебного заведения.
Laipni lūdzam Rīgā
Ольгино постоянное стремление к высокой моде привело ее в Ригу. Вхождение в новую, но органичную для нее среду, начала с латышского языка. Учась в школе города Резекне, она его изучала, но после 15 лет нахождения в Беларуси, язык «ушел», так как не было на нем общения (а для хорошего его знания, языком надо заниматься каждый день).
Более глубокое изучение латвийского – придавало уверенность. Чувствуя себя рижанкой, она все более и более «совпадала» с Ригой, уже не теряясь в узких улочках этого города. Слышала там не только «поступь гулких столетий», а и черпала вдохновение для создания новых коллекций одежды.
Питер – он и в Риге Питер!
Постоянное стремление к пополнению знаний, к самовыражению себя, привело Ольгу в Санкт-Петербургский филиал университета технологии и конструирования одежды, который успешно работал в Риге. Именно это учебное заведение давало возможность профессионалам наложить питерский лоск на рижский шик. В стенах этого учебного заведения она получила знания, которые самостоятельно получить было просто невозможно.
О серьезности этого учебного заведения, даже в условиях филиала, говорит тот факт, что некоторые экзамены и защита дипломной работы была в Санкт-Петербурге.
Покорить свой Эверест!
Per Asper ad Astra (через тернии к звездам). Именно этими словами можно охарактеризовать один из самых сложных периодов в жизни Ольги.
Рижский период, когда приходилось работать и учиться – одновременно, был особенно трудным. Несколько лет она спала по 3-4 часа в сутки, при этом всегда «держала лицо». А еще – семья… Она требовала постоянного участия, постоянной заботы.
Общеизвестно, что дети учатся не на словах, а на поступках. Когда ее сын-школьник видел, как мама упорно шла к своей мечте, своей цели, то и у него за спиной невольно вырастали крылья, ему тоже – в будущем – хотелось поставить перед собой цель и непременно достичь ее.
Сегодня судьба ее сына, особенно творческая – яркое тому подтверждение. Но для того, чтобы выстоять, чтобы справиться с вызовами судьбы, другого было не дано – нужно было пройти все эти трудности. Но этот период давал возможность познакомиться с собой, увидеть и понять, на что ты способна в момент преодоления себя.
Сейчас, оглядываясь на пройдённый путь, Ольга понимает, что без помощи высших сил пройти его было невозможно.
Рига безвкусицы не прощает
Рига-город особой атмосферы, особой внутренней жизни, где ощущается пульс города. И если ты «высок» в профессии, тем более относящейся к индустрии моды, тебе надо соответствовать. И не опускать один раз высоко поднятую планку.
Рижский «шик» – это то, что очень трудно объяснить, это надо почувствовать. Рижская улица не имеет возрастного ограничения в плане моды. А знаковые мероприятия, проводимые в городе, обязательно имеют дресс-код с заранее известной темой. Например, в стиле Чикаго 30-годов , Белая вечеринка, Дискотека 80-х, Бразильская вечеринка и т.д.
Талула – заклинательница снов
Художник-модельер – это человек, который просто обязан быть предельно внимательным и наблюдательным. Ведь именно от этих качеств зависит то, как ты сможешь подмечать что-то, замечать то, что тебя окружает.
Ольга любит путешествовать, потому что путешествия имеют большую образовательную функцию, раздвигают рамки повседневности.
Находясь в столице Каталонии, в Барселоне, где можно увидеть не только шедевры великого Антония Гауди, а и услышать фантастическую музыку, увидеть национальные костюмы перуанских индейцев. Именно эти костюмы с необыкновенными перьями и заставляли воображение создавать что-то фантастическое в будущей коллекции.
В Барселоне, в городе, где туристическая индустрия заявляет о себе на каждом шагу, есть магазин с аксессуарами перуанских индейцев. Оля не могла обойти его стороной, чтобы не приобрести перья для будущей серьезной работы.
Созданная Ольгой коллекции была с блеском показана в Юрмале, – в городе, который является местом проведения всемирно известных концертов и фестивалей. А перья перуанских индейцев смотрелись как вишенка на торте.
Успешный показ дал возможность продемонстрировать ее творчество еще в Вентспилсе и в Вальмиере.
Любая коллекция – это часть тебя. Она всегда очень точно отражает тот уровень, на котором ты находишься в данный момент; она не может существовать в отрыве от ее создателя.
Под небом Парижа
Коллекция одежды «Под небом Парижа» была очень дорогостоящей, коллекцией, где каждая ее деталь доводилась до предельного совершенства; коллекцией, где работал Закон детали.
Ее показ шел на фоне песен Александра Вертинского. Их исполняла оперная певица, что довольно точно передавало атмосферу Парижа, который приютил первую волну русских эмигрантов. В Париже в те годы было около 80 тысяч эмигрантов из России, которые растворились в нем, в этом многомиллионном городе, – как капля в море. Их мода, отражающая печаль и достоинство русского дворянства, все еще сохранявшего в себе высочайшую культуру того времени, органично вплеталась в общую канву задуманного проекта.
С Парижем отношения особые
Особые отношения с городом-праздником, который всегда с тобой, сложились и у Ольги, хотя она ни разу не была в Париже. Ее первая заочная «встреча» с ним произошла совершенно необычно.
Популярный российский журнал по вязанию спицами и крючком «Ирэн» объявил необычный конкурс. По его условию, нужно было связать изделие из ниток Anny Blatt. Это эксклюзивная торговая марка дизайнерской пряжи. Журнал «Ирэн», посвященный европейской «вязанной» моде и представляющий на своих страницах оригинальные, уникальные разработки модельеров и дизайнеров с мировым именем, проводил очень жесткий отбор.
11 моделей, которые вошли в Топ самых лучших, были отправлены в Париж. Ольгино изделие заняло на этом конкурсе второе место. В качестве приза она получила нитки Anny Blatt на сумму 1000 евро и годовую подписку журнала «Ирэн».
Состязательность – в самой природе человека
Чувствуя это качество в себе, Ольга всегда охотно принимает участие во всевозможных конкурсах, показах. Еще в студенческие годы для нее было очень важно – сделать работу полностью самостоятельно, не прибегая к чьей-либо помощи.
Человек, с которым ты больше всего соревнуешься, – это ты сам.
Так, участвуя в очень престижном Международном конкурсе молодых дизайнеров «Адмиралтейская игла», Ольга вошла в Топ-10 лучших участников. Этот конкурс является ярким событием в мире моды Санкт-Петербурга и всей России.
На неделе моды «Baltic Fashion Week», где были представлены местные дизайнеры и гости, Ольга получила специальный приз независимой комиссии.
Мир шляпы
С незапамятных времен Ольга имела у себя в гардеробе и демонстрировала коллекцию своих головных уборов. Еще в студенческие годы она чувствовала в этом головном уборе особое звучание, понимала, что именно изящная шляпа является заключительной точкой в твоем наряде и может кардинально изменить внешний облик. Позже Ольга разработала свои технологии головного убора, которые успешно использует при пошиве в своем салоне.
Это звучит фантастически, но, тем не менее, именно в Риге, в городе, который имеет особое отношение к моде, сравнительно недавно, в 2014 г., появился уникальный музей. Этот музей как бы подтвердил Ольгины мысли о важности головного убора в гардеробе человека. Его создал Кирилл Бабаев, известный ученый-лингвист, востоковед, этнограф и путешественник. Музей называется «Мир Шляпы».
Работа над новой моделью
Работа над созданием новой модели – это процесс творческий. Это – совместная работа художника-модельера и заказчика. Одежда – твоя вторая кожа. Когда происходят внутренние изменения в человеке, это сразу сказывается на его гардеробе.
Художник-модельер должен обладать зорким профессиональным взглядом, чтобы увидеть и тонко почувствовать заказчика, чтобы суметь подчеркнуть его индивидуальность, открыть его для себя самого, придав человеку уверенность и помочь ему стать успешным.
Здесь, в установлении контакта с заказчиком, для Ольги важна каждая деталь. А самое главное: ты должен к человеку отнестись так, как хочешь, чтобы относились к тебе.
Создавая новую оригинальную модель, быть может, шедевр, ты должен вкладывать всего себя в свою работу, чтобы твоя рука, рука мастера, была в твоей работе узнаваема, чтобы люди безошибочно говорили, где эта вещь была сшита.
Самое лучшее платье
На вопрос о самом лучшем пошитом ею платье – Ольга ответила мгновенно. Это произошло потому, что она уже давно знала ответ на такой вопрос: свадебное платье своей будущей невестке. Это платье, включавшее в себя и ручную работу, она создавала в течение шести месяцев. В его создание вложила всю душу, материнскую любовь и желания счастья молодым, желание сделать из этой вещи своеобразный оберег для молодой семьи. Шила с использованием золотой иглы и золотого наперстка из своей коллекции. И этот процесс, и само платье – имели завораживающий эффект, магию, ощущение сказки, таинства, волшебства происходящего.
Вдохновитель побед – всегда рядом
Творческая работа, требующая большого внутреннего напряжения, проходит намного успешнее, если есть
поддержка близких тебе людей. У художников непременно есть муза. А у Ольги, человеком-вдохновителем ее побед является муж. Чтобы выступить в такой роли, нужно быть не просто очень добрым и сильным человеком, а и иметь тонкую душевную организацию, которая подобно камертону откликается на творческие порывы души близкого тебе человека.
Modes salons «Modes salons Olga Andrejevskа»
Если Вам доведется бывать в Риге и вы окажетесь рядом с Салоном мод «Olga Andrejevskа», знайте, что он принадлежит бывшей учащейся 85-й группы художественного училища Ольге Челновой, чей жизненный путь прошел через наш город на Березине, – Бобруйск.
Любовь Бидюк