Нет времени скучать…
«Инструментальную музыку — писал, песни — писал, мюзикл— писал, музыкальные спектакли для детей — писал, музыкальные вечерние спектакли для взрослых — писал, музыку в кино — писал. Жизнь удалась!» — в шутку говорит известный в Республике Беларусь композитор Вадим Юрьевич Сажин. Жизнь Вадима Юрьевича и вправду удалась. Ведь не каждый человек сможет добиться таких успехов и прославить как и себя, так и свой родной город.Родители Вадима Сажина из Зауралья, Курганской области. Мама, Клавдия Васильевна, на родине преподавала на кафедре истории в вузе. А отца, Юрия Ивановича, военнослужащего, направили служить в Бобруйск, и, таким образом, он вместе с Клавдией Васильевной переехал в этот город. Проживали они в Авиагородке., где дислоцировалась воинская часть, поэтому на тот момент он был окружён забором, вход был только по пропускам. Именно там и жили семьи военных, как одна сплочённая, дружная семья. Именно поэтому двери ни в одной квартире не закрывались — было незачем.
Мама Вадима Юрьевича после переезда стала работать пионервожатой в школе. Занимаясь организацией различных мероприятий, она проявила себя отличным организатором, сумевшим сплотить вокруг себя команду единомышленников. Все мероприятия, которые проводила Сажина, были яркими, интересными, неординарными. И через год Клавдию Васильевну пригласили на должность заместителя директора в Дом пионеров. Продолжив свою творческую и организаторскую работу и дальше, через год она стала директором Дома пионеров. В этой должности она проработала 37 лет. Папа же возглавил Дом офицеров военного гарнизона.
— Когда я был в младших классах школы, у нас при Доме офицеров была фортепианная студия, — поясняет Вадим Юрьевич. — У детей офицеров, живущих в Авиагородке, была традиция, можно сказать, норма, обязательно ходить на фортепиано. Наверное, это от старого русского офицерства идёт такая внутренняя интеллигентность.
Проходив в фортепианную студию 2 года, Вадим Сажин решил попробовать игру и на других музыкальных инструментах. Поэтому начал ходить в Дом пионеров в духовой оркестр. Ещё и до того он постоянно был у своей мамы на работе и ходил по всем кружкам, ведь было жутко интересно. Но уже повзрослев и имея силу для игры на духовом инструменте, будущий композитор решил изучить игру на кларнете. А через 2 года, благодаря своим успехам, его зачислили в оркестр. Так он проводил свободное время, пока не закончил общеобразовательную школу. Кроме духового оркестра, был задействован в двух ансамблях: ансамбле песни и танца и вокально-инструментальном.
-—Мы, старшие ребята, организовывались группами по 4-5 человек, чтобы имитировать духовой оркестр, и уезжали на всё лето в пионерские лагеря, — вспоминая свое насыщенное детство улыбается Вадим Юрьевич. — Нас с удовольствием все брали. Мы обслуживали все линейки, играли во время подъёма, обеда и отбоя. У нас даже была отдельная палатка, так как мы ни к какому отряду не принадлежали. Так что оркестр дал мне многое: не только занятие любимым делом, но ещё и хорошую летнюю занятость. Сразу после окончания школы поступил в Могилевское музыкальное училище. Но самое интересное, что свою «лагерную» жизнь не закончил. По старой привычке, когда заканчивался очередной курс, он на всё лето ездил в лагерь. И благополучно закончив учебу через 4 года, он в 1980 году вернулся в Бобруйск. Начал работать в музыкальной школе №2. Преподавая игру на кларнете, Вадим Юрьевич работал ещё и на полставки в Доме пионеров. Только там уже обучал детей игре на барабанах. Ведь когда был ещё студентом, он сам лихо освоил барабаны, и в дипломе было написано об обучении как духовых, так и ударных инструментов. Год проработав в музыкальной школе, Вадим Сажин уже окончательно перешел в Дом пионеров.
Проработав некоторое время вторым дирижёром духового оркестра, а потом, став и дирижёром ансамбля песни и танца, создал при ансамбле свой оркестр народных инструментов, которым руководил 10 лет. Привлекал в него детей, закончивших музыкальную школу. Через 3 года результат был на лицо: в оркестре уже было около 50 человек. Некоторые могут сказать: «Да это норма», но разбирающийся в этой сфере человек лишь удивится, так как это слишком много людей, даже за такой срок. — Учился я вместе с гитаристом Александром Ротань, и как-то собрали они с друзьями тут, в Бобруйске, небольшую группу. Предложил он мою кандидатуру для работы клавишником. Я приехал, попробовал, и всё получилось. И вот с этого момента кроме работы в Доме пионеров, я стал в выходные ездить в Мышковичи, работать в ресторане. Таким образом, у нас и создалась эта группа, которая называлась «Солнечная сторона». У нас не было какого-то подразделения, например, композитор, аранжировщик, автор текста. Мы всё делали вместе . И кто нас хорошо знал, говорили, что мы напоминает группу Beatles. Да, действительно, что-то такое было, ведь была коллективная работа.
Но так получилось, что в 1986 году Вадим Юрьевич расстался с этим коллективом. И с народным оркестром тоже пришлось расстаться. Он хотел двигаться дальше и передал оркестр другому руководителю. Следующий учебный год начинал с нуля, создавая свою эстрадную студию «Саженцы». И в 1996 году они получили звание образцовость. В те годы Вадим Сажин много писал музыки и делал для нее аранжировку. Нарабатывал с ученицами репертуар и выезжал на конкурсы как и в самой стране, так и за её пределами.
— У меня 90-е годы были очень успешные, как у композитора, — рассказывает Вадим Сажин. — Начали петь мои песни и Дмитрий Хлестов, и «Сябры», и Анжелика Ютт, и Алеся, и Юлия Шикунец,…
В 1998 году Сажину поступило предложение уехать за рубеж. Он его принял и прожил за границей несколько лет. Было такое на протяжении нескольких лет. Но он сильно тосковал по родине и решил, что его место именно тут, в Бобруйске. Поэтому в 2002 году окончательно вернулся, где ему сразу же предложили должность директора Дома пионеров. Отработав там только один учебный год, он ушел с этой должности, решив, что для него, как для творческого человека, это было малоинтересно. В 2015 году Вадим Юрьевич перешел работать в Детскую музыкальную школу №1 им.Е.К.Тикоцкого.
— Я давно начал сотрудничать с нашим театром Дунина-Марцинкевича. Больше 40 спектаклей поставлено с моей музыкой. Также с 2009 года я начал писать музыку и для кино. У меня 4 художественных фильма за плечами. Естественно, писал музыку и для других фильмов, например, документальных, документально-художественных и других. Если я хоть чуть-чуть через музыку, через беседы, добиваюсь того, что дети уходят от меня, что всегда для меня очень грустно, воспитанными, порядочными, приличными, то я считаю, что моя задача выполнена. Меня больше греет то, что люди стали хорошими, — на серьезных нотах, как и положено учителю, завершил наш разговор Вадим Юрьевич Сажин.
Александра ЕВТУШЕНКО